Старые Ближевичи - деревня, удаленная от районного центра. Первое мое знакомство с ней произошло в 1985 году, когда я вышла замуж за местного парня Юрия Степаненкова. Здесь он восемь лет ходил в школу. Годы учебы оставили в его памяти светлые воспоминания. 85 учеников обучались тогда в восьмилетней школе. Дети ходили в школу из ближних деревень: Малахово, Новые Ближевичи, Земцы, Крестьянино, Рыболовщина, Васильевка. Недалеко от школы находился памятник воинам-освободителям, в День Победы здесь проходил торжественный митинг и праздничный концерт с участием местных жителей и учащихся школы. Из книги «От волости Демена…» известно, что принадлежали Старые Ближевичи дворянину Игнатьеву. Его сын П. Игнатьев при советской власти 15 лет работал учителем в Староближевичской школе.
В старые времена в деревне жил клан Шапкиных-Котовых, которые владели маслобойней. Закрыли ее в 1929-1930 годах, когда началась коллективизация. В годы становления советской власти деревня была передовой в политическом смысле. Здесь был создан один из первых сельских советов во главе с председателем П. В. Мизиренковым. 

 


С теплотой, гордостью, любовью и скрытой грустью вспоминают местные жители свою деревню. Сегодня в ней проживают два человека: Виктор Николаевич Молчанов и Владимир Петрович Синьчуков. Летом деревня оживает. Еще 10 жителей приезжают сюда из Москвы на дачи. А ведь когда-то жили здесь красивые трудолюбивые люди. По сравнению с другими деревнями жители Старых Ближевичей были довольно зажиточными. Мужчины славились своим мастерством: срубить дом - запросто! Хоть «в лапу», хоть «в угол», пятистенок с прирубом, капитальной стеной - на любой вкус. Обошьют его тесом, сделают резные наличники - и вот уже готов дом-красавец. Славилась деревня и своими колодезниками. Колодцы копали для себя, ходили в отход в Смоленскую и Московскую области. А какие были кузнецы! Василий Иванович Кузнецов - потомок нескольких поколений мастеров. Наверное, фамилия его от ремесла пошла. Евгений Берестов, глухонемой кузнец и плотник, делал косы и грабли, мастерил сани, повозки. А обрабатывающий землю инвентарь - плуги, бороны, распашники - легкие, удобные - и сейчас служат людям.
Мастеровые староближевичские мужчины были завидными женихами. Каждая красавица мечтала выйти замуж за парня из этой деревни. И привозили красавиц из Кировского, Куйбышевского районов, из Буды, Понизовья, Субори, Поэтому и дети рождались красивыми, умными и здоровыми.
Семь улиц большой деревни Старые Ближевичи были наполнены веселым детским смехом, играми, беготней. Ведь в каждом доме было по пять-шесть ребятишек, а у некоторых, как у Ивана Зиновьева, по десять человек. Чтобы прокормить большую семью, все держали подсобное хозяйство. Некоторые семьи имели небольшие пасеки, как у Николая Павловича Молчанова.
Старые Ближевичи с окрестными деревнями связывали только проселочные дороги, по которым можно было пройти пешком или проехать на лошади. Основная дорога шла на Буду через Павловский лес. Весной и осенью, в распутицу, приходилось привозить продукты или вывозить молоко на двух тракторах: один вез груз, другой его буксировал. Самокритичные жители об этой дороге в район пели частушку:
На Ближевичи деревню
Всегда было два пути:
Один немцы разбомбили,
А другого нетути!
В годы Великой Отечественной войны из Ближевичей ушел на фронт ни один десяток мужчин, вернулись немногие. Крестьянские сыны возвращались домой сержантами, старшинами, офицерами, с гордостью неся на груди высокие боевые награды. Василий Иванович Соколов дослужился до майора. Он вырастил пятерых детей.
И в мирное время получали жители деревни награды. Орденами Ленина были награждены бригадир молочно-товарной фермы Нина Васильевна Павлова, доярка Матрена Устиновна Карпейкина, звеньевой по выращиванию картофеля Виктор Лазаревич Семченков.
Ближевичские женщины освоили такую сугубо мужскую профессию, как тракторист. Сразу после войны на тракторе работала Даша-трактористка. Так называли земляки красивую, похожую скорее на учительницу женщину. Фамилия ее стерлась из памяти, а образ женщины, управляющей тяжелой техникой, остался. В Буднянском, а позже в Понизовском сов-хозе работала на тракторе в течение 35 лет Анастасия Сергеевна Чирейкина.
В семидесятые годы в деревне было 78 дворов по обе стороны реки, в которых проживали около 280 человек. На территории совхоза находился совхозный сад в несколько гектаров, в котором зрели яблоки разных сортов. Воздух был напоен ароматом зреющих фруктов, цветущих трав и свежескошенного сена. Когда сделали дорогу на Старые Ближевичи, автобус ходил ежедневно и был всегда полон. Сейчас каждый понедельник спешит в Ближевичи пустой автобус и чаще всего пустым возвращается. Дождались Старые Ближевичи хорошего пути, а людей-то нетути!
Совсем по-другому было в семидесятые годы. В Старых Ближевичах располагалась контора совхоза, мехмастерские, кузница, молочно-товарная ферма на 150 голов крупного рогатого скота, ферма молодняка на 100 голов, зернокомплекс с зерносушилкой, льносушилка, работали пилорама и столярный цех. Были объекты соцкультбыта, почтовое отделение (заведующая З.И. Потапова), библиотека (заведующая А. Е. Степаненкова), магазином заведовала А. Ф. Якушева, сельским клубом - Т. И. Гуделова. Заведующей медпунктом была В. Ф. Лагутина. Почту доставляли почтальоны А. М. Мизиренкова и Т. Г. Кудряшова.
Светлой полосой в д. Старые Ближевичи был директор школы Леонид Петрович Фокин. Учитель с 40-летним стажем, 35 лет из них он директорствовал.
Родился Леонид Петрович в крестьянской семье в 1918 году. Отец умер, когда ему было 7 лет, остались еще и два младших брата. Что бы было с детьми в то суровое время разрухи и голода, если бы на его мать,молодую работящую красавицу-вдову, не обратил внимание первый парень на деревне - Лазарь Семченков. Несмотря на то, что родители были против, он женился и перешел жить в дом жены.
Леонид Петрович прошел войну от начала и до победы, вернувшись старшим сержантом. Там же вступил в партию и был верен ей до конца жизни.
После войны начал педагогическую деятельность. Имел награды за добросовестный труд, медаль «За отвагу» и орден Отечества II степени, но самая большая награда - это любовь жителей Старых Ближевичей. Леонид Петрович имел прекрасную семью, построил дом, вырастил двух сыновей, посадил сад возле школы. Любил свой край и великую Родину и эту любовь прививал детям. Стремился показать страну. На деньги, заработанные в совхозе на уборке и переборке картофеля и от продажи излишек со школьного участка, детей возили по всей стране. Были во многих городах: крепости-герое Бресте, в Хатыни, Минске, Киеве, Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Риге. Дети отдыхали в пионерских лагерях на Черном море, ежегодно проводились пешие походы по району. Ни одна школа не уделяла столько внимания детям, как Староближевичская.
Кроме директорства Леонид Петрович преподавал математику. Это был самый любимый предмет у детей. Многие ученики Староближевичской школы закончили высшие учебные заведения и стали востребованными людьми.
Периодических изданий тогда выписывали очень много: в некоторые дома - восемь - десять экземпляров газет и журналов. Люди читали периодику и книги из библиотеки.
В одном здании находились библиотека, клуб, контора. Постоянными читателями библиотеки были механизаторы, специалисты совхоза, пенсионеры, школьники. Управляющим отделением совхоза тогда работал М. П. Костин. Помощниками у него были И. И. Кудряшов и А. М. Огурцов. Позже, конечно, на этих должностях работали другие люди. На ферме в то время работали доярками М. Г. Степаненкова, Н. И. Печенцова, М. Н. Анашкина, А. М. Зайцева, М. Д. Сазонова, А. Ф. Артемьева и другие.
Несмотря на нелегкий труд, находили время для отдыха. В местном клубе всегда было шумно и многолюдно. Демонстрировали кинофильмы - узкопленочные и в широком формате, устраивали игры и праздничные концерты. Собирались молодежь и взрослое население, чтобы в длинные зимние вечера поиграть в шашки. Со всех окрестных деревень сюда приходили парни и девушки. Было много гармонистов: Иван Шапкин, Николай Гломаздов, Дмитрий Зиновьев, Виктор Анашкин. На Троицу собирались в старом помещичьем парке. Молодежь качалась на огромных качелях, сооруженных между двумя липами, водила хороводы, плясала. А вечером гулянье продолжалось в клубе.
Начиная с 60-х годов молодые люди
уезжали учиться и не возвращались домой. Староближевичские девушки и парни, как ласточки, разлетелись по всей стране. Из послевоенных выпускников всего три девчонки остались в деревне. И только память о родных местах возвращает в прошлое. Нет-нет, да и потянет на малую родину: «Как ты там без нас, деревня?».
Это щемяще грустное стихотворение о деревне написала моя землячка Валентина Федоровна Лагутина.
Семь улиц деревни моей
Зарастают черемухой, ивой, рябиной.
Вот дом у реки, а вот сразу
три без дверей…
А вот родник, живой
под травой и крапивой…
Тихо и пусто вокруг:
Не лает собака, не крикнет петух.
Окон пустые глазницы глядят,
Как будто с укором кричат:
«Где вы? Мы помним вас, любим,
Вернитесь, пожалуйста, люди!».


Г. Степаненкова,
библиотекарь Понизовской
сельской библиотеки.