Если обратиться к истории сельского поселения «Деревня Теплово», то на старых картах можно отыскать деревню под названием Курьяново. Из книги «От волости Демена…» мы узнали о том, что Курьяново в далекие времена являлось приходским имением Спасо-Преображенской церкви. Располагалась деревня в пяти километрах от города, нужно было пройти через деревни Супесок и Морозово вдоль пахотных полей и немного по лесной дороге. Лес вокруг большой, богатый грибами и ягодами, дичью и пушным зверем, водятся косули и лоси, кабаны и волки. Много валежника, потому, наверное, и название получил Повалы.

 


Выйдя из леса и поднявшись на пригорочек, видишь всю деревню как на ладони: раскинулась по обе стороны небольшой мелкой речушки без названия. Жители следили за чистотой реки: удаляли ветки, старую траву и другой попавший в нее мусор. Поэтому речка была очень чистая. Воду из нее брали для скота и уборки дома, для полива огорода и стирки белья. В речке водилось много рыбы. Местная детвора ловила ее прямо руками. Речушка впадала в невероятной красоты лесное озеро Демено (Курьяновское).
В начале 70-х годов в деревне оставалось тринадцать дворов. Со слов бывших жителей, до войны в деревне и домов было больше, и жителей, так как семьи были многодетные - по 8-12 детей. Война не обошла стороной деревню, досталось ей сполна. Женщин с детьми угнали в концлагеря в Белоруссию. До 1943 года оккупанты стояли в самой деревне, квартировались по домам, но, со слов жителей, не сильно лютовали, лояльно относились к детям. Во время воздушного боя над городом был подбит самолет союзных войск французской эскадрильи «Нормандия». Летчики погибли, самолет упал в лесу за деревней, и дети тайком от взрослых бегали его смотреть.
В 1964 году в соседние деревни Блевково и Семенково проложили линию электропередачи, а в Курьяново ее протянули только в 1968 году. Люди стали покупать электроприемники и проигрыватели для виниловых пластинок. Жили все в материальном плане небогато, примерно одинаково. Крестьянский труд никогда не был легким. Жители деревни в основном работали в совхозе, пахали, сеяли, убирали зерновые, заготавливали корма для животных. В деревне была конюшня, где на содержании находилось до 12 лошадей, и телятник. В летнее время телята находились на пастбище и в загонах. Все работы выполнялись вручную. В сенокосное время лошадей использовали для перевозки сена от дальних лугов. Траву косили вручную - сначала для совхоза, потом разрешали косить для личных подсобных хозяйств. В каждом доме было большое подсобное хозяйство: по одной, а то и по две коровы, овец до десяти голов, телята-молочники и годовалые на откорме, свиньи и свиноматки, гуси, утки и куры. Домашнее хозяйство тоже требовало много сил и времени. Овец стригли два раза в год, пряли пряжу, каждая хозяйка умела вязать носки, варежки, свитера, а еще из шерсти делали валенки - это была самая незаменимая обувь в деревне.
Несмотря на нелегкий труд, находили время и для отдыха. В деревне жила почтальонка Анна Ивановна Романова. Она каждый день ездила за свежей прессой. Газеты выписывали в каждом доме. Пользовались спросом «Сельская жизнь», «Известия», «Новая жизнь», «Правда». Люди общались с родственниками, которые находились далеко, только через письма и поздравительные открытки, а из райцентра в деревню можно было послать открытку с поздравлением даже без почтовой марки. Чтобы вечером развлечься, в кино и на танцы молодежь ходила за три километра в соседнюю деревню Семенково, где собирались ребята и девчата со всех ближайших деревень и даже из города. В школу дети ходили в Блевково и Семенково. Далеко, конечно, но все тянулись к знаниям, слякоть, сугробы и непогода не были преградой.
В начале 80-х жизнь в деревне стала угасать, семьи уезжали в райцентр, а кто и в другие районы. Дома опустели. При строительстве дороги Сежиково - Большие Внегощи опустевший дом Романовых был снесен трактором, на его месте теперь проезжая часть. На месте некогда жилой деревни остались сады. Но все чаще о ней вспоминают уже молодые, посещая родные места.
Светлана Судницкая.