Первые шесть лет жизни я провела в родной деревне Стайки, хорошо знаю ее окрестности с заброшенными деревнями, о существовании которых напоминают только дикие сады. А ведь эти деревни обеспечили развитие большому количеству людей, они были и будут оставаться для них малой родиной. От размера населенного пункта не зависит величина его значения. Малая родина всегда является духовным стержнем человека, фундаментом, на котором он в дальнейшем будет строить свою жизнь.
В деревне Стайки, расположенной в 20 км от районного центра, живут замечательные люди - 143 жителя.
Проводя исследование, все более убеждалась в актуальности данной темы, ведь изучение истории исчезнувших деревень дает возможность осмыслить многое в жизни, осознать беспредельную любовь народа к своей малой родине, помогает найти ответы на вопросы «Почему исчезают деревни. Как это явление сказывается на судьбах живших в них людей. Что нужно сделать, чтобы подобная участь не коснулась моего родного села.».
Деревня Стайки занимает площадь 9116 га и располагается на обеих сторонах реки Жерновки. Река по-видимому получила свое название, потому что на ней когда-то находилась водяная мельница. Название деревни связано, вероятно, с расположением в ней домов группами - «стайками». Деревня Стайки является центром сельского поселения «Деревня Стайки». На территории поселения сегодня располагаются пять жилых деревень: Стайки, Ерилово, Гайдуки, Алфимово и Давыдово. А ведь не так давно их было гораздо больше. Попыталась выяснить названия этих населенных пунктов, причины их исчезновения, а также сравнить количество жителей за определенный период времени.
Опираясь на карту стаицкой земли, можно восстановить названия деревень нашего края, их было 16. Одиннадцать уже не существуют: Сажино, Цвыринка, Филогово, Дубровка, Смыково, Малая Ковыльня, Клонец, Маховички, Асташово, Шопотово, Суходол. Один населенный пункт наполовину представляет собой дачный поселок - Гайдуки. Три деревни - Ерилово, Алфимово и Давыдово - находятся на грани исчезновения. И в Стайках происходит постепенное сокращение населения.
Они только на карте
Беседуя со своей бабушкой Еленой Яковлевной Паршовой, жительницей деревни Стайки, удалось выяснить возможные причины исчезновения одиннадцати деревень. Воспоминания в основном касаются 80-х годов прошлого века.
Сажино процветало в царские времена. Здесь располагалась церковь - храм во имя Живоначальной Троицы (закрыт в 1936 году), при нем существовала церковно-приходская школа и находились дома торговцев, утопающие в акациях и сирени. Здесь проводились шумные ярмарки. Жизнь в деревне стала угасать после революции 1917 года. В 20-е годы расстреляли священника Дагестанского, а его жена, как вспоминали старожилы, сошла с ума и стала попрошайкой. Сегодня на берегу маленькой извилистой речушки Саженка, где когда-то был храм, можно встретить множество маленьких осколков красного кирпича. Деревня полностью исчезло в 60-е годы. Какое-то время о жизни в ней напоминал полуразрушенный дом его последнего жителя по фамилии Мосин. В документах 80-х годов она уже не числится.
Цвыринка. В 80-е годы, по воспоминаниям моей бабушки, эта когда-то большая деревня состояла из двух домов. Дороги к ней не было, одни кочки. Когда сломался мост через реку, ремонтировать его не стали, и жители этой деревни переехали в Стайки.
Филогово исчезло в 80-е годы. Последними жителями деревни были три семьи: Колдубовы, Поташевские и Зегановы. Все они переехали в Стайки.
Дубровка. Там жила пожилая женщина по фамилии Волкова. Когда она умерла, умерла и деревня.
Смыково. В этот период оставались три дома: Пауковой, Булычевой и колдуньи Аленочки, к которой водили заговаривать скот. Паукова переехала в Спас-Деменск, Булычева в Стайки.
Клонец. Место рождения моей мамы. Деревня располагалась на берегу реки Жерновки по обе стороны ровной дороги. Деревня распалась в 80-е годы. Старые умерли, молодые жители переехали в город или в Стайки. Рядом с деревней сохранилось кладбище.
Маховички. Деревня была небольшой, жители разъехались.
Асташово. Пропала в середине 80-х годов. Последним жителем деревни был ветеран Великой Отечественно войны Егор Абрамович Себелев. Он держал овец, выделывал овчины, шил шубы и шапки, занимался пчеловодством. После его смерти о жизни в деревне напоминал дом этого последнего селянина и колодец-журавль.
Шопотово. В начале 80-х годов деревня обезлюдела.
Суходол. Сейчас на месте деревни много одичавших садов с яблонями, сливами, сиренью. В начале 80-х годов. почти все жители разъехалась, хотя проселочная дорога сохранилась, по ней ходят в лес за грибами и ягодами.
Малая Ковыльня. Одно из старейших поселений Спас-Деменского края. Сведения о ней относятся к 1494 году наряду с первым упоминанием Спас-Деменска. Когда-то крупная деревня, в ней храм с большим приходом, церковно-приходская школа. Церковь в честь Воскресения Христова была закрыта в 1934 году. Жители этой деревни в основном разъехались по большим городам. В советское время там долго существовала начальная школа.
Как видим, особенно пострадали деревни в 1970-80-е годы XX века. Причины исчезновения: переезд молодых жителей в города; переселение на центральную усадьбу; отсутствие дорог, мостов, водопроводов и естественная убыль населения. Эти события были частью общероссийского процесса ликвидации «бесперспективных» деревень в 70-80-е годы, концентрации местожительства работников на центральной усадьбе и массового оттока людей из деревни в города. К сожалению, заброшенные деревни восстановить невозможно.
Перспектива есть
Мне удалось собрать материал по исчезающим ныне деревням (их пять) и попытаться определить их перспективу.
Алфимово. Осталось три дома с пожилыми жителями: Калугина, Павловы (брат и сестра) и дачница-пенсионерка.
Давыдово. В деревне проживает один житель. Пенсионерка приехала из города в дом матери.
Ерилово и Гайдуки. Гайдуки расположены на реке Ионинка при слиянии ее с рекой Ковыленкой. Живописные, почти заповедные места. Сначала место называлось Ионинская фабрика. Здесь имелись бумажная фабрика и кирпичный завод. Выпускались кирпичи с маркой ЗИФ. Ионинская фабрика принадлежала помещице Агнии Гайдуковой. До 1978 года в здании бывшего барского дома находилась семилетняя школа. Сейчас в Гайдуках мало коренных жителей, в основном дачники, которые приехали в родительские дома (Липковы, Абрамовы). В Ерилове проживает один человек.
Перед деревней Гайдуки вырисовывается перспектива превращения в дачный поселок. Здесь действительно очень красивая природа с хвойным лесом. Не случайно в Гайдуках проходили съемки известного кинофильма «Граница. Таежный роман» (кинорежиссер А. Митта). Снимались два эпизода - эпизод с волком и пожар в бане.
Первый удар по деревням нанесла Октябрьская революция. Были уничтожены помещичьи усадьбы. Затем последовали коллективизация и разрушение храмов в 30-е годы. Моя прабабушка с большим сожалением вспоминала, как пришлось забить скот и отдать колхозу сеялку и веялку. Тяжелейшие последствия вызвала Великая Отечественная война, лишив хозяйства рабочих рук. Затем была ликвидация бесперспективных деревень в 70-80-е годы. Наконец непоправимый ущерб принес распад советского строя и экономический кризис 90-х годов.
В Стайках число жителей сократилось с 221 до 143 человек; в Гайдуках было 113, стало 7; в Ерилове число жителей изменилось с 60 до одного; в Давыдове из 31 остался один житель; в Алфимове было 110, стало четыре.
Как мы уже знаем, удаленность от места работы, школы и дорог заставила жителей окрестных деревень в 80-е годы переезжать в Стайки. Большое количество селян, в основном молодое поколение, после учебы в городах в деревню не вернулось. Отсутствие работы с достойной зарплатой заставляло любящих село специалистов сельскохозяйственного производства покидать деревню. Можно отметить и психологический момент. Современную молодежь, как правило, не привлекает тяжелый, напряженный ежедневный труд земледельца и скотовода. Многие из них сейчас проводят только отпуска в своих деревенских домах.
Школа - очаг жизни на селе
Очагом жизни на селе всегда была школа. Сегодня в деревне Стайки нет школы. Стаицкая основная школа существовала с 1978 по 2010 год. Количество учащихся по годам также наглядно свидетельствует о сокращении числа сельских жителей. Сравнивая списки выпускников за весь период существования школы, нетрудно заметить, что в начале ее существования ученики были из разных окрестных деревень. Выпуск 1978-79 годов охватывал семь деревень, следующий уже шесть населенных пунктов, 1988-1989 - три деревни: Стайки, Гайдуки, Алфимово. С 1993 г. по 2010 г. - только Стайки. С годами география населенных пунктов сужается и постепенно останавливается на Стайках. Этот факт также отражает процесс исчезновения деревень стаицкой земли. На момент открытия школы в ней обучались 87 учащихся, на момент закрытия - 18 человек. Любопытно, что до открытия при школе интерната учащихся в школу доставляли родители на повозках, запряженных лошадьми.
Уроженцы стаицкой земли - герои войны и труда
Непоправимый удар по населению и хозяйству моего родного села, как и всей страны, нанесла Великая Отечественная война. Список участников Великой Отечественной войны, уроженцев стаицкой земли, погибших в боях и на полях сражения, состоит из 82 фамилий.
Мы гордимся своим славным земляком Героем Советского Союза Федором Петровичем Бузиковым, который был летчиком, командиром эскадрильи, погиб в 1944 году. Однажды в музее «Зайцева гора» среди экспонатов с удивлением обнаружила письмо Федора Петровича с фронта. Отважный летчик был родом из деревни Малая Ковыльня. В деревне Стайки проживала его сестра Домна, которая воспитала будущего героя.
Золотыми буквами в историю стаицкой земли вписано имя Прасковьи Ефимовны Зегановой, депутата Верховного Совета РСФСР. Эта поистине героическая женщина была уроженкой деревни Дубровка. До войны Прасковья Зеганова работала трактористкой, возглавляла тракторную бригаду. За хорошую и добросовестную работу была избрана депутатом Верховного Совета РСФСР (1937г.). Возглавляла колхоз «Путь Ильича» (д. Филогово и д. Дубровка), затем стала директором Спас-Деменской МТС. Во время войны коммунистка П. Е. Зеганова была замучена в застенках гестапо.
Из уроженцев стаицкой земли двое участвовали в войне в Афганистане: Сергей Сергеевич Царев (22.03.1965 - 14.11.1985) - уроженец деревни Гайдуки и Николай Михайлович Сергеев (1958-2010) - уроженец деревни Алфимово. Сергей Царев погиб 14 ноября 1985 года от удара гранатомета во время операции, проводившейся в Панджерском ущелье провинции Лагман, он управлялбронетранспортером. Похоронен в деревне Сажино Спас-Деменского района. Николай Сергеев - участник боевых действий в Афганистане с 1 апреля 1980 г. по 18 декабря 1980 г. Служил в инженерно-саперных войсках. С 1992 года проживал в своей родной деревне Алфимово.
Уроженец деревни Стайки Анатолий Николаевич Исаев участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, работая шофером в мае-августе 1986 года.
Многие стайковцы остались верны родной земле, своему народу, честно и добросовестно трудились на благо своей малой родины. Зоотехник Анна Яковлевна Иванова за многолетний добросовестный труд была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Длительное время директором совхоза «Стайки» являлся мой дедушка Иван Иванович Паршов. Всего в хозяйстве он отработал на разных должностях 41 год. В самые сложные 90-е годы единственный из руководителей района сохранил хозяйство, чтобы люди смогли выживать в невероятно сложных условиях. За многолетний добросовестный труд был награжден орденом «Знак Почета» и получил звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Калужской области». В течение ряда лет бессменным директором школы в Стайках был Николай Маркович Пауков. Долгое время председателем Стайковского сельского совета являлся Владимир Васильевич Савин.
Многие жители уехали из деревни и добились больших успехов в других местах нашей страны. Сколько учителей, врачей, инженеров и других замечательных специалистов из Стаек живут и работают сейчас в разных уголках России!
Стремление людей к улучшению качества жизни, желание жить с комфортом, иметь возможность повышать свой культурный и образовательный уровень тоже подталкивают многих к переселению в город.
В беседах с местными жителями выявлены следующие проблемы села: отсутствие рабочих мест; неразвитость объектов инфраструктуры как производственной (транспорт, связь), так и социальной (коммунально-бытовые услуги, здравоохранение, образование).
Но несмотря на малоутешительные прогнозы, спасение малых деревень российской глубинки представляется возможным. Используя советский опыт развития села, программы поддержки деревень зарубежных стран, к примеру, соседней Беларуси, можно добиться положительных результатов.
Как мне кажется, для этого необходимо предпринять следующие меры. Во-первых, восстановить на селе производство в современном виде с помощью программ поддержки малого сельскохозяйственного бизнеса для обеспечения населения хорошо оплачиваемой работой (создание автоматизированных ферм, мини-заводов, повышение закупочных цен, льготные кредиты); во-вторых, благоустроить деревенский быт (провести газификацию, внедрить программу «Чистая вода», организовать бесперебойную работу мобильной связи и сети Интернет); в-третьих, создавать комфортное жилье для сельскохозяйственных специалистов и работников бюджетной сферы. Тогда можно надеяться, что люди, по-настоящему любящие деревню, останутся здесь жить или вернутся. И живописные российские деревни, в которых люди живут в гармонии с природой, независимо от удаленности от больших городов обретут вторую жизнь.
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Трудно передать те чувства, которые испытываешь, когда видишь заброшенные покосившиеся от времени дома, они, как брошенные дети, вызывают чувства горечи и сожаления. Вместе с деревнями умирает национальная культура. Люди теряют свои корни, а это плохо быть «иванами, не помнящими родства». Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезающих деревнях. Хочется верить, что люди все чаще будут интересоваться историей малой родины. Ведь каждый из нас должен стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях.
Алиса Макарова,
ученица 11 класса школы №1
г. Спас-Деменска.