С каждым годом хорошеет и молодеет Спас-Деменск. И нам кажется, что так было всегда. Идешь по городу - и глаз отдыхает, а душа радуется. А школы! На них любо-дорого посмотреть. Особенно преобразилась школа №2. Ее обновленный фасад так и притягивает взгляд стороннего наблюдателя светлыми, радостными красками. Да и внутри стало просторнее и светлее: новые стенды, жалюзи на окнах вместо старых занавесок, прекрасно оборудованные кабинеты… Это ли не школа будущего?
Нам стало интересно, а как все начиналось? Обратились в Государственный архив Смоленской области.


Итак, в 1933/34 учебном году школа четырехлетняя начальная, с 1934-го года становится неполной средней. Ее директором в те годы была Серафима Александровна Чиркова. Располагалась школа в том месте, где находится железнодорожная столовая. В 1937 году директором назначили Павла Владимировича Ушакова. Кирпичного одноэтажного здания не хватало, поэтому в 1938 году начали строить новое здание. Строительством занималась железнодорожная организация. Занятия начались уже через год, в 1939 году. Так образовалась железнодорожная средняя школа №11. Директором стал Н.И. Становой. В хорошо оборудованных чистых классах с новыми партами ребятам удалось проучиться только два года. Началась Великая Отечественная война.
Из воспоминаний Серафимы Петровны Коноплевой:
- До начала Великой Отечественной войны я закончила 6 классов в поселке Нарышкино Орловской области, 8 июня 1941 года приехала в Спас-Деменск и осталась здесь навсегда. 22 июня началась война. 4 октября город был оккупирован немецкими войсками. Типовое здание железнодорожной школы №11, построенное незадолго до войны, фашисты отдали под штаб немецкой армии, а два школьных здания городской школы были сожжены во время боев за город.
В 1942 году при городской управе был создан школьный отдел, назначен начальник - бывший учитель. Были составлены списки детей школьного возраста. Но учебные занятия так и не начались.
В марте 1943 года фронт приблизился к городу, и 13 августа Спас-Деменск был освобожден от фашистов. В здании школы развернули госпиталь для раненых советских солдат, а занятия стали проводиться в доме Малаховых на Морозовской горке. Там были три большие комнаты и русская печь. Прямо из сеней попадали в классную комнату седьмого класса. Дверь направо вела в прямоугольную комнату, где за длинным столом на деревянных скамьях сидели шестиклассники. А дверь прямо вела в пятый класс. В этом же помещении находилась плита, на которой можно было готовить. Русская печь занимала угол избы так, что обогревала сразу два помещения - пятый и шестой классы. У директора не было своей комнаты. Он ютился на печи.
Школа стала работать лишь с 1944 года. Восстанавливали ее сами учителя. Электричества не было. Здание не отапливалось. В классах стояли печки-времянки. Вместо парт - столы, сделанные из двух досок, и лавки для учащихся. Тетрадей не было. Писали на старых книжных листах между строк.
Из воспоминаний Лидии Александровны Поповой:
- Когда мой отец вернулся с фронта, он привез трофейный отрез материала на шинель. Мне из него сшили зимнее пальто. Как же я им гордилась! Специально пришла в школу с опозданием, чтобы на меня все обратили внимание, и хотела прямо в пальто за парту сесть. Но учительница сказала: «Какое же у тебя, Лидочка, пальто замечательное! Жалко такое мять. Ты бы его повесила на вешалку». Я сняла пальто и повесила. Помню, в школе не было электричества. В классах горели керосиновые лампы. Трудно приходилось, но жили интересно.
В 1946 году директором школы назначили А.В. Троицкого. Занимались в две смены. Не было ни спортзала, ни столовой. В здании школы находилась и квартира директора. С 1950 года коллектив возглавил Леонид Андреевич Крюк. До 1951 года школа оставалась семилетней. Поэтому по окончании седьмого класса ребята переходили в городскую школу №1, которая была десятилеткой.
В 1954 году состоялся первый выпуск средней школы. В это время посадили школьный сад. Саженцы смородины брали в хуторе Новоалександровский, а яблони выписали из Мичуринска. В школе организовали учительский хор, известный даже в области. Пели все. Выступали в Спас-Деменске и Кирове. Был и хор учащихся, и оркестр русских народных инструментов под руководством А.А. Петухова.
Из воспоминаний Елены Николаевны Серегиной:
- Привезли в школу инструменты. Желающих заниматься в оркестре записывали в актовом зале, который находился там, где сейчас дошкольная группа. Здесь была небольшая сцена, стояло пианино. В этом зале проводили физкультуру, сборы дружины, вечера. Сколько же людей желали заниматься! Меня буквально поднесло к месту, где записывали, сама не заметила, как около стола оказалась. Меня записали, а мою сестру - нет. Она очень плакала. Мама пошла и попросила, чтобы и ее приняли.
Стали заниматься двумя группами. Мы с Заусаевым играли на домре пикколо. Были еще домры: прима, альт, контрабас. И балалайки были тоже примы, альты, контрабасы. Но скоро некоторые ребята стали уходить из оркестра, потому что трудно: болели пальцы, уставала спина. И у нас образовалась одна группа из самых стойких. Оркестр много выступал. Ездили в Фаянсовую. Там тоже были две железнодорожных школы. Мы с ними соревновались. Наш музыкальный коллектив играл вальс «Амурские волны», «На сопках Манчжурии», народные песни и мелодии «Во саду ли, в огороде», «Ах вы сени, мои сени». Я бы и сейчас смогла наиграть «Светит месяц, светит ясный».
А еще у нас был хор. Руководил им Александр Андреевич Петухов. Он и ноты писал, и музыку подбирал. Мы с хором тоже ездили выступать. А аккомпанировал баянист Анатолий Нилович Вязенкин. Но мы много пели и без сопровождения, а капелла. В школе работали кружки «Умелые руки», «Киноаппаратура», «Баянисты», драматический, исторический, краеведческий и др.
Из воспоминаний Алексея Лаврентьевича Ежукова:
- Завершал я свое обучение в школе №2 в Спас-Деменске. Эта школа помимо хороших знаний давала ученикам нужную специальность. Токарей готовили в депо железнодорожной станции Спас-Деменск, а в автохозяйстве - водителей. Девушки получали специальность телеграфисток. Школа была одиннадцатилеткой, и в ней наилучшим образом реализовывался принцип политехнического образования. Два дня в неделю отводились на производственное обучение, и специальностью ученики овладевали на уровне, позволяющем им сразу после школы приступить к работе.
В конце августа в школу меня привела мама. Она окончила два класса церковно-приходской школы в Понизовье, затем ее «усадили за кросны», то есть прясть холсты. Сидим мы с мамой на крыльце школы, едим пирожки, купленные в столовой. Вдруг появилась какая-то женщина, мама обратилась к ней со словами: «Барышня, вот мальчика в школу привела. Возьмете вы его или нет?». Эти слова она говорила, сидя на крыльце, а на коленях у нее лежали пирожки. «Возьмем вашего мальчика, возьмем», - ответила женщина и громко рассмеялась. А когда я пришел 1 сентября в школу, мягко говоря, обомлел, когда снова увидел ту женщину, и она сообщила, что будет у нас классным руководителем.
Это была Зинаида Ивановна Коротченкова - учитель русского языка и литературы. Много воды утекло, но я с особой нежностью вспоминаю этого человека. Она окружила меня, деревенского парня, материнской заботой. Если я не выучил урок, а это порой бывало, она никогда меня не ругала и не ставила двоек. «Не выучил, значит, не выучил, садись». Во мне она замечала перемены, вызванные взрослением и общением с городом. «Ты молодец, подрос заметно», - говорила она. Или: «Молодец, красиво постригся». Я жил на частной квартире, и она часто интересовалась, хорошо ли я питаюсь, не обижают ли меня хозяева. Такая поддержка была мне очень нужна. И когда я закончил школу, то именно Зинаида Ивановна вместе с директором школы Евгением Ивановичем Азаренковым посоветовали мне поступать в педагогический институт на исторический факультет. Не могу не назвать учителя физики Станислава Александровича Петухова. Он был настоящим самородком в своем деле. Физику любили и знали все его ученики. Каждое его слово и действие были посвящены на уроке изучаемой теме. А в сухую теплую погоду на больших переменах выбегал Станислав Александрович с футбольным мячом на спортивную площадку, и начиналась игра. Били мы его и по ногам вместо мяча, ставили подножки, а он как ни в чем не бывало носился по площадке быстрее мяча и выкрикивал: «Двоечники - в защиту, а отличники - в нападение!». А на уроке подойдет и пошепчет на ухо: «Ты по ногам не бей так больно. Ладно?». И, улыбнувшись, вслух скажет: «Не отвлекайся, пиши».
Каждый год коллектив учителей пополнялся новыми педагогами. Пришли в школу Т.И. Прохорова, Л.А. Трошкина (Попова), Н.П. Трутнева, М.И. Полозова, вожатой - А.П. Филатенкова. До 1971 года директором школы был И.Г. Циприс. Сменил его А.С. Ходаков.
В 1971 году началось строительство нового здания школы и спортзала. Закончилось оно при новом директоре Т.И. Марьевой. В 1974 году дети учились уже в новом здании. На месте старого спортзала сделали два кабинета иностранного языка и пионерскую комнату. С 1975 по 1978 годы директором школы была В.И. Семенова.
С 1 января 1978 года железнодорожная средняя школа №11 стала городской средней школой №2. Пришли новые учителя: Т.А. Горячева, Н.Н. Зеленова, Н.И. Плохих. С 1978 по 1985 годы коллектив возглавлял В.С. Потапов. Сменил его И.М. Маслобоев (1985 - 1990 г.г.). С 1990 по 2014 годы школой руководила А.А. Данилова. Последние пять лет коллективом школы руководит С.В. Васютина.
Так сколько же школе лет? Опираясь на архивную справку, можно с уверенностью сказать, что ей больше 86-ти. А вот С.П. Коноплева утверждала, что видела документ, где говорилось, будто уже в 1918 году в доме начальника вокзала была открыта начальная железнодорожная школа. К сожалению, на наш запрос ответа из Калужского Государственного архива не поступило. Так что этот вопрос пока остается открытым.
Лариса Никитина.
Фото из семейных архивов учителей средней школы №2.