123

28 февраля 2017 года принято решение о присвоении трем населенным пунктам Спас-Деменского района звания «Рубеж воинской доблести». Почетное звание получили село Павлиново, деревни Жданово и Гнездилово.
Сегодня мы начинаем печатать материал В. Ф. Щурова – командира поискового отряда «Рубеж», о событиях, связанных с боевыми действиями летчиков 230-го штурмового авиационного полка в ходе Спас-Деменской наступательной операции. Уничтожение ими живой силы, коммуникаций и тяжелого бронепоезда противника в районе станций Павлиново-Гривка дало возможность нашим частям и соединениям вести дальнейшее продвижение в сторону села Павлиново, деревень Гнездилово, Жданово, Клюшки.

 В начале августа 1943 года войска Западного фронта (генерал-полковник В. Д.Соколовский), действовавшие на спас-деменском направлении (10-я гвардейская, 33-я, 49-я,10-я, 68-я и 21-я армии, 5-й механизированный, 6-й гвардейский кавалерийский корпуса, 1-я воздушная армия), занимали оборону на рубеже Мазово, восточнее Бахмутова, западнее Кирова. Им противостояли основные силы 4-й полевой и часть сил 2-й танковой (с 17 августа – 9-й полевой) армий группы «Центр» (генерал-фельдмаршал Г. Клюге). Противник имел прочную, глубоко эшелонированную оборону. Замыслом советского командования предусматривалось ударом 10-й гвардейской и 33-й армий севернее, а 10-й армией южнее Спас-Деменска прорвать оборону противника и во взаимодействии с 49-й армией окружить и уничтожить его спас-деменскую группировку. В последующем планировалось развивать наступление во фланг и тыл немецким войскам, действовавшим против Брянского фронта .

7 августа перешли в наступление войска 10-й гвардейской и 33-й армий. Им не удалось достичь внезапности, бои за главную полосу обороны противника приняли затяжной характер. Для ускорения прорыва в первый день операции была введена в сражение из второго эшелона фронта часть сил 68-й армии.
Противник, опираясь на ряд сильно укрепленных опорных пунктов, оказывал ожесточенное сопротивление, предпринимая частые контратаки пехотой и танками. Одновременно подтягивал резервы. Авиаразведкой было установлено постоянное движение железнодорожных эшелонов из Смоленска в сторону Ельни, Павлинова и Спас-Деменска, а также разгрузка нескольких железнодорожных эшелонов с пехотой и артиллерией в районе разъезда Теренино и Павлинова. Южнее Теренина наблюдалось большое скопление войск, в том числе танков. Из Теренина в направлении Зуева, Жданова, Гнездилова выдвигалась колонна автомашин неустановленной численности - показаниями пленных подтверждалась продолжающаяся переброска войск в район Павлинова. Авиация противника небольшими группами бомбила боевые порядки наступающих войск нашей армии. Дивизии 10-й гвардейской армии ежедневно вели ожесточенные кровопролитные бои. Особо упорное огневое сопротивление оказывал противник в полосе полков 29-й гвардейской дивизии. Соседняя слева 22-я гвардейская стрелковая дивизия неоднократно переходила в атаку на высоту 233,3, но успеха не имела. Ее первые эшелоны залегли и вели огневой бой с противником, укрепившимся в районе высоты.
Командир 29-й гвардейской дивизии, наблюдая за ходом боя, пришел к выводу, что, не уничтожив противника на высоте 233,3, наступление продолжать нельзя, так как это будет связано с большими потерями от флангового огня с высоты. Поэтому он поставил командиру 93-го гвардейского полка задачу совместно с соседом слева атаковать и уничтожить немцев на высоте 233,3 и лишь после этого продолжать выполнять ранее поставленную задачу.
Как уже было сказано ранее, очагами сопротивления противника были опорные пункты типа высоты 233,3. Что же из себя представляла эта, так называемая Гнездиловская высота, расположенная у одноименного села. Вот так описывает ее участник боев на этой высоте генерал армии Филипп Денисович БОБКОВ: «Немецко-фашистские войска занимали сильный оборонительный рубеж. Используя благоприятные условия лесисто-болотистой местности, множество рек и озер, противник создал мощную оборону, состоящую из пяти-шести полос укреплений, насыщенных большим количеством бронированных пулеметных точек, дзотов, блиндажей и других полевых инженерных сооружений . Особенно сильно были укреплены главная и вторая полосы. Передний край главной полосы обороны был прикрыт проволочными заграждениями и сплошными минными полями. 7 августа 1943 года в 6 часов 30 минут войска Западного фронта перешли в наступление из района восточнее Спас-Деменска в направлении Рославля после артиллерийской подготовки, продолжавшейся около двух часов. 10-я гвардейская армия прорывала вражескую оборону на участке Чащи-Карповка протяженностью10 км. 19-й гвардейский корпус наступал на участке Каменка, Холмы в направлении Гнездилова, Павлинова с задачей перерезать железную дорогу Ельня-Спас-Деменск. Его 65-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием полковника Виноградова А. Е. наступала на главном направлении по фронту. Гнездиловская высота с отметкой на карте 233,3 играла особую роль в обороне немцев. Она господствовала над окружающей местностью. С ее вершины местность просматривалась на 8-10 км, и, опираясь на нее, противник удерживал двадцатикилометровую линию обороны, прикрывавшие подступы к железной дороге. На этой высоте было вырыто много линий траншей в рост человека, а между ними в шахматном порядке располагались ячейки для автоматчиков и пулеметчиков. Траншеи соединялись ходами сообщения и выходом в тыл в сторону железнодорожной станции Павлиново. На высоте имелось более 400 блиндажей с перекрытиями в 8-10 накатов и более 200 железобетонных дзотов с врытыми в землю бронированными цельнометаллическими колпаками типа «крабы». Бронеколпаки были изготовлены в Германии, высотой около двух метров, шириной по задней стенке 1 м 80 см, толщиной брони 15 см…. . Огневые точки гитлеровцев были расположены так, что флангово-перекрестный огонь простреливал всю прилегающую местность. На высоте под землей под защитой многослойных накатов в блиндажах из железа и бетона располагался настоящий городок с гарнизоном более 800 солдат и офицеров из частей «Ваффен СС». Высота была опоясана несколькими линиями сплошных траншей и глубоким противотанковым рвом. Подходы к высоте на глубину до 300 метров были заминированы и опутаны колючей проволокой. В систему обороны включались управляемые мины, пункты наблюдения, связи и системы различной сигнализации. На железнодорожной линии у станции Павлиново маневрировал фашистский тяжелый бронепоезд, оснащенный дальнобойными крупнокалиберными пушками. Оборона с воздуха прикрывалась самолетами. Почти пять суток шли непрерывные бои за эту высоту, унесшие жизни нескольких тысяч наших солдат и офицеров. Лишь к исходу 11 августа 1943 года высота 233,3 была полностью освобождена. Мне пришлось быть в бою на этой высоте все пять дней в роли командира отделения 22-й гвардейской стрелковой дивизии. Уцелел, но на следующий день после освобождения Гнездилова в бою за станцию Павлиново был ранен, попав под пули на ржаном поле».

Важную роль при штурме Гнездиловской высоты сыграл 1-й штурмовой инженерно-саперный батальон под командованием майора Белоконя и 1-я учебная рота 5-го штурмового инженерно-саперного батальона.
Для поддержки своих войск, оборонявшихся от наступающих частей Западного фронта, немецкое командование перебросило дополнительно живую силу с орловско-курского направления, множество техники, в том числе танков и самоходных артиллерийских установок типа «Фердинанд». Особую тревогу нашего командования вызывал факт присутствия на железнодорожной линии тяжелого бронепоезда. Его направление в район Спас-Деменска не решало коренным образом задач обороны противником на этом участке, но создавало ряд проблем для наших наступающих частей и соединений. И вот почему. Основными задачами, которые выполняли фашистские бронепоезда, были огневая поддержка своих войск и борьба с партизанами, сопровождение и прикрытие эшелонов, поддержка опорных пунктов линий обороны на отдельных участках фронта. В связи с отступлением германской армии с территории нашей страны бронепоезда стали активнее использовать в качестве средств мобильной обороны. Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент. Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостояв не только пехотным, но и танковым частям.
Что представлял из себя стандартный фронтовой тяжелый бронепоезд (штатный состав): один командирский вагон (штаб, радисты, санитары), один пехотный вагон ( два пулемета ), два усиленных пехотных вагона (до шести пулеметов и два 80-мм миномета), один саперный вагон (до трех пулеметов и огнемет), один тактический артиллерийский вагон (два пулемета), четыре пушечных вагона (по одной башни от танков…, также использовались 80-мм и 120-мм минометы), два зенитных вагона (по одной 20 мм счетверенные установки, плюс одна спаренная 37-мм зенитная пушка). В конце состава присоединяли бронедрезины и платформы с танками и бронеавтомобилями «Панар 38». Средняя толщина брони состава была равна 20-мм. Автономность хода тяжелого бронепоезда составляла до 700 км.
В мае 1943 года Народным комиссаром обороны И. В. СТАЛИНЫМ был подписан приказ № 118 «О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу». В нем, в частности, говорилось о том, что «железнодорожные перевозки у противника являются основным видом его коммуникаций, по которым он подвозит материально-технические средства и людские пополнения из своего глубокого тыла. Удары по железнодорожным составам, нападение на автоколонны противника… считать важнейшими задачами наших военно-воздушных сил в дезорганизации подвоза у противника». Контроль за выполнением этого приказа возлагался на командующего ВВС Красной Армии маршала авиации Новикова А. А. Важно отметить, что наши Военно-воздушные силы внесли большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией. Вместе с другими родами войск фронтовая авиация наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. При выполнении задач уничтожения железнодорожных эшелонов, автомобильного транспорта фашистов широко использовалась штурмовая авиация. Как средство поддержки сухопутных войск на поле боя она впервые была создана в нашей стране. Свои удары штурмовая авиация наносила звеньями, шестерками, эскадрильями. Проникая в тыл противника, наши штурмовики отыскивали и уничтожали паровозы, эшелоны, разрушали мосты и переправы.
В. Щуров.
Продолжение следует.