Какие еще подвохи и неприятности подстерегают нас в магазинах и как им противостоять? В ответах на эти вопросы также помогла разобраться уполномоченная по защите прав потребителей в Спас-Деменском районе Любовь Янченко.
 
- Что делать, если магазин требует заплатить за случайно разбитый товар?
- Если речь идет не об умышленных действиях потребителя, а о нечаянных, вызванных теснотой, неудобством расположения продукции, то платить ничего не надо. Права покупателя защищены законом «О защите прав потребителей», который утверждает, что «за риск случайного уничтожения или повреждения вещи ответственность несет ее владелец». То есть до момента покупки владельцем вещи является магазин. Исходя из этого, потребитель не обязан за нее платить. 
Заставить заплатить за поврежденный товар администрация магазина может только путем обращения в суд, причем положительное судебное решение будет принято лишь в том случае, если будет доказана умышленность действия покупателя.
Можно выделить случаи, при которых магазин не сможет возместить с покупателя ущерб за разбитый товар: товар был закреплен на полке неустойчиво, банки или бутылки стояли слишком плотно, покупатель поскользнулся на мокром полу и во время падения задел товар, проходы в магазинах слишком узкие и не соответствуют установленным нормам. В этих случаях в повреждении товара большую часть вины несет сам магазин, поэтому покупателя никто не может заставить платить за него.
Однако есть ситуации, при которых все-таки придется возмещать ущерб. Например, покупатель взял товар и не удержал его в руках. Товар был поврежден нарочно, и это можно доказать, в частности, есть показания свидетелей, данные с камер видеонаблюдения. Или покупатель совершал в торговом зале действия, нарушающие общественный порядок: бегал, дрался, находился в состоянии алкогольного опьянения. В этом случае явно присутствует вина покупателя, поэтому испорченный товар он обязан будет оплатить. 
- Любовь Григорьевна, могут ли не пустить в магазин с детской коляской?
- Данный запрет является прямым нарушением Конституции, поскольку ограничивает права и свободы человека. Ребенок не может передвигаться иначе как в коляске, поэтому администрация торговой точки не имеет права не пускать его на территорию своего магазина.
- А с сумками, пакетами или с купленными в другом магазине товарами?
- Покупатель имеет право заходить в магазин с любыми вещами, при этом иметь на них чек вовсе не обязательно. Следить за товаром магазина и уберечь его от краж - обязанность сотрудников магазина, поэтому покупатель может не оставлять вещи за пределами торгового зала.
Обоснованным может быть запрет на посещение магазина лицами в состоянии алкогольного опьянения или с признаками угрозы для общественного порядка, поскольку это - нарушение закона.
- Могут ли сотрудники магазина требовать положить вещи в камеру хранения?
- Такое требование является прямым нарушением прав гражданина и может трактоваться  как навязывание дополнительной услуги при торговле товарами. Покупатель имеет право потребовать книгу жалоб и оставить там отметку о соответствующем нарушении.
Кроме того, если оставленные в камере хранения вещи пропали или были повреждены, то ответственность за это ложится на магазин, несмотря на уверения в обратном. Администрация должна возместить клиенту убыток, который он понес в результате потери или порчи своих вещей.
Администрация заведения несет ответственность за вещи, оставленные на хранение согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации. Доказательством заключения договора хранения становится номерок с ключом. Это значит, что между организацией и покупателем заключается некий договор на оказание безвозмездных услуг, на который клиент может как согласиться, так и отказаться от него. Поэтому сдавать вещи в камеру хранения или нет - это решение должен принимать исключительно покупатель.
Если вдруг покупатель обнаружит отсутствие вещей там, где он их оставил, а сотрудники говорят, что «администрация ответственности не несет», в такой ситуации главное не растеряться, предъявить номерок, подтверждающий, что вы сдавали вещи, и вызвать полицию.
- Имеют ли право продавцы проверять у посетителя сумку?
- Содержимое сумки покупателя является его личными вещами, осматривать которые вправе только сотрудники полиции. Поэтому покупатель может предложить дождаться полиции. Если дело дошло до этого, обыск проводится только в присутствии понятых и с составлением протокола.
Если сотрудники магазина нарушают закон и пытаются проверить сумку самостоятельно, это является основанием обращения в полицию.
В заключение хотим сказать, если у вас не получилось решить ситуацию по защите своих прав самостоятельно, вы всегда можете обратиться в администрацию района за консультацией. Обязанности по консультированию в области защиты прав потребителей возложены на главного специалиста отдела экономического развития и архитектуры администрации МР «Спас-Деменский район» Любовь Григорьевну  Янченко.
Екатерина Никишкина.
Фото автора.