Поисковая работа, начав развиваться в конце восьмидесятых годов в официальном статусе, плотно вошла в жизнь общества. Люди внимательно наблюдают за работой поисковиков, радуются вместе с ними, если удается установить имя, найти родственников. Разделяют скорбь по сотням безымянных солдат, которых поисковики ежегодно поднимают на полях сражений. Но поисковая работа - это не только вахты памяти, палатки в лесах, кубометры грунта, вынутого лопатами из воронок, блиндажей и траншей.
С развитием интернета стали доступны базы данных на погибших, выписки из журналов боевых действий воинских частей. В нашей стране, наверное, не найдется такой семьи, которой не коснулась бы война, которая не потеряла бы кого-то из близких в давно минувшие годы на полях сражений. Память о погибших в той войне до сих пор живет в сердцах людей. Они ищут, годами изучая данные архивов, пытаясь установить место гибели своих предков.
Считаю своим долгом показать и эту сторону поисковой работы, участником которой мне довелось стать в этом году.
К нам обратились люди, разыскивающие своего деда. На руках у них было только старое извещение о том, что Петр Андреевич Симанов пропал без вести. Ни времени, ни места. Родственники отправили множество запросов, перелопатили кипы документов в архивах. Потихоньку отслеживался боевой путь пропавшего без вести. О проделанной работе был предоставлен подробный отчет. Анализируя его, выяснили, что П.А. Симанов был призван 28 августа 1941 года и получил назначение в третью роту 50-го отдельного местного стрелкового батальона (в/ч 42611). Здесь в основном служили уроженцы Москвы и Московской области старше 40 лет. Согласно книгам приказов по части на батальон была возложена задача сопровождения по железной дороге грузов и арестованных. Такие командировки сопряжены с высокой опасностью: эшелоны и объекты, к которым были прикомандированы бойцы батальона, периодически попадали под обстрелы и бомбардировки. Батальон все время нес потери.
В апреле 1942 года П.А. Симанов направлен в 24-ю танковую бригаду для дальнейшего прохождения службы. В списках он числился под номером 16. До декабря 1942 года бригада находилась в оперативном резерве Западного фронта. В декабре вступила в тяжелые бои в районе станции Сычевка Смоленской области за деревни Жеребцово и Подосиновка. Далее по документам можно было проследить все места дислокации бригады вплоть до переброски к Васильевке Угранского района Смоленской области. Здесь третий мотострелковый батальон вошел в подчинение командира 41-й танковой бригады.
18 марта 1943 года танкисты с ходу атаковали немецкие части, дислоцировавшиеся в деревне Верховье, и захватили ее, затем ими же были взяты Александрово и Слузна. В течение ночи с 18 на 19 марта противник подтянул к Слузне самоходную артиллерию и выбил танки 41-й танковой бригады сначала из Слузны, а к рассвету и из Александрова. Понеся тяжелые потери (в строю осталось лишь три танка), бригада откатилась в район северо-восточнее деревни Верховье. В 13 часов 19 марта части корпуса, находившиеся на исходном рубеже для атаки, подверглись авиационному налету противника (31 самолет). В результате налета понесли большие потери (16 танков и до 200 человек личного состава). 21 марта наши предприняли новое наступление. Танкисты двигались за 16-й гвардейской стрелковой дивизией с задачей очищать и закреплять занимаемые частями населенные пункты. Но из-за больших потерь в танках и личном составе наступление было остановлено, и части перешли к обороне. Таким образом, район, в котором предположительно погиб П. А. Симанов, ограничивается участком площадью около четырех квадратных километров на границе Угранского и Спас- Деменского районов, в урочищах деревень Верховье, Александрово и Слузна. Здесь до сих пор ведутся активные поисковые работы.
На территории Смоленской области поисковую работу ведет отряд «Набат», командир которого Ж. Башкина. Члены отряда оповещены о том, что П.А. Симанова ищут родные. Существует вероятность обнаружения его останков.
Именная табличка на имя П. А. Симанова установлена на Гнездиловском мемориале. Уже много лет поисковики проводят работы в районе урочищ деревень Верховье, Александрово, Слузна, поднимают сотни безымянных солдат. Всех их с отданием воинских почестей захоранивают у Гнездиловского мемориала. Быть может, среди них уже и захоронены останки геройски погибшего бойца.
Ю. Акимов,
поисковик.
Фото автора.