Сейчас, в связи с грядущим повышением пенсионного возраста, среди россиян возникает много споров по поводу этой реформы. Есть и вполне резонные опасения: «А смогут ли люди, находящиеся в предпенсионном и пенсионном возрасте, обеспечить себе рабочее место?». Ведь существует расхожее мнение, что: «после сорока лет на работу не берут». И случись увольнение, где работать до пенсии?

Об этом мы поговорили с ведущим инспектором Центра занятости населения Малоярославецкого района Ольгой Чельцовой.

Но сначала – немного о ней.

Ольга Вячеславовна – уроженка Малоярославецкого района. После школы поступила заочно учиться на бухгалтера в Детчинский аграрный колледж и одновременно стала работать на вычислительной машинно-счетной станции оператором. Там на табуляторах — цифровых вычислительных машинах, предназначенных для автоматической обработки данных, обрабатывались финансовые документы со всего района. Затем она работала экономистом в отделе статистики районной администрации.

В конце девяностых годов недолго трудилась в другой организации, откуда была уволена по сокращению штатов. Ей тогда было немногим более сорока лет.

— Время было сложное, — рассказывает Ольга Вячеславовна. — Конец девяностых. Дефолт. Денег в стране, да и у людей нет, с работой сложно. В 1999 году я после увольнения пришла в Центр занятости населения подыскать себе хоть что-нибудь. Год стояла на учете. Наконец мне предложили трудиться здесь же, рабочей по обслуживанию множительной техники. А скоро стала ведущим инспектором.

И вот уже много лет Ольга Вячеславовна подыскивает работу другим.

— Так получилось, зигзаг судьбы, — улыбается она.

— Ольга Вячеславовна, много ли сейчас в Центре состоит на учете людей предпенсионного возраста, которые ищут работу?

— Да, граждане старше пятидесяти лет, ищущие работу, у нас есть. Как есть и тридцати, и сорокалетние люди. Но большинство наших клиентов – это выпускники ВУЗов, техникумов, училищ. Выпускники, как правило, опыта и стажа не имеют, поэтому им самим работу по специальности найти достаточно сложно.

— Что Вы им можете предложить?

— Работу им желательно подбирать именно по специальности. Это непросто.

— Какие вообще есть вакансии? Их много?

— Вот, посмотрите сами.

Ольга Вячеславовна протягивает мне внушительную стопку бумаг. Это список вакантных мест с указанием предприятия, требований к соискателю, размера зарплаты. Листаю этот список и вижу, что требуются самые разные специалисты. Среди них: учителя, врачи, медсестры, водители, инженеры, электромонтеры, кладовщики, рабочие и другие. Даже руководящие должности есть.

Обращаю внимание на запись, что предприятию нужен электромонтер, можно без опыта работы, зарплата весьма приличная. Спрашиваю:

— А может ли выпускник согласиться на рабочую профессию? Не по его профилю. Вот смотрите, рабочая специальность, с хорошей зарплатой. Или в рабочие молодежь идти не хочет?

— Нет, почему же. Вот совсем недавно молодой человек, педагог по профессии, нашел себе именно рабочую специальность. Его не берут в школу, потому что он окончил техникум, а не вуз. Он может работать, возможно, заочно окончит институт, потом учителем станет.

— 40–50-летний человек сможет найти себе хорошую работу? Или его доля – быть уборщиком или сидеть на вахте?

— Да, конечно может. Особенно если он квалифицированный специалист. Вакансий много. Но, хочу сказать, что в большинстве своем люди в возрасте тридцати-сорока и старше лет находят себе работу сами. Даже среди соискателей, которые у нас на учете, немало таких, кто сам находит себе работу. Они нам звонят, сообщают об этом. Тогда мы снимаем их с учета.

— Но мы с Вами сейчас говорили в основном о людях, у которых есть профессия, специальность. А что делать тем, кто всю жизнь трудился простым рабочим?

— Мы можем им предложить пройти переобучение. На повара, например, на парикмахера, на некоторые другие специальности. Переобучение идет за государственный счет.

— То есть, подводя итог нашему разговору, можно сказать, что если человек активен в поиске работы, то он ее найдет, независимо от того сколько ему лет, двадцать или сорок.

— Да. Найти работу вполне возможно даже в наше непростое время.

Наверняка у многих найдутся примеры, как его родственник, сосед, знакомый нашел себе работу, будучи уже в возрасте. Сколько людей вынуждены были уехать из бывших союзных республик, прожив там полжизни. Многие из них теперь успешно работают учителями, врачами, технологами и так далее.

В прошлом году мы писали о малоярославчанине Владимире Павлове. Он тогда отмечал свое восьмидесятилетие. Причем отмечал за токарным станком Малоярославецкого приборного завода, на котором к тому времени работал уже семнадцать лет.

Я могу назвать людей, перешагнувших порог шестидесятилетия, а то и семидесятилетия, которые до сих пор успешно работают.

Если человек хочет трудиться, то без работы он не останется.

Светлана ХАРИТОНОВА.

Фото автора.