От всей души одобряю проект «Книга народной памяти» и хочу принять в нем непосредственное участие. Хочу немного рассказать и я о своей малой родине, где родилась, пошла в школу, о своих родителях и жителях поселка, который назывался Средний.
Да, был такой на самой границе с Куйбышевским районом. Откуда он получил это название, не знаю. Скорее всего, здесь сыграла свою роль небольшая численность его населения, а может быть и местоположение между границ двух районов. Когда родилась я в 1948 году, там было 25 домов. Люди жили все работящие, в основном вдовы - мужья погибли на фронте. Работали с раннего утра до поздней ночи, поднимали детей. Но вот тенденция - повзрослев, дети покидали родное гнездо, уезжали в поисках лучшей доли. Напротив нас жила семья Сенчуковых - Мария и трое детей, двое уехали в Калининград. В семье Малышевых было пятеро детей, старший уехал в Липецк, двое дочерей в Ленинград, один сын в Москву. Дальше жили три семьи - невестки Титковых - дети уехали кто в Мурманск, кто в Тольятти. Почему тогда уезжала молодежь? Во-первых, бездорожье, далеко от цивилизации. Павловский лес, и через него большак протяженностью 12 километров - прямой, как стрела, а сделали его немцы для своих нужд во время войны. По нему гнали пленников, шли танки и другая техника. А во-вторых, многие стремились к знаниям, состояться в чем-то: в работе, учебе, по службе. Разве можно корить человека за это? А деревня мельчала - ведь все взаимосвязано. Но память о малой родине осталась навсегда. И самое родное, с чем эта память ассоциируется - это запах свежей травы. Казалось, деревня пропиталась им навеки.
У нас в поселке были две конюшни и коровник для крупнорогатого скота. Там стояло около 40 коров, убирали все хозяйство вручную. В д. Земцы, это в двух километрах от нас, была построена новая ферма с автопоилками, но навоз также чистили вручную. Там трудились молодые доярки Валя Ефременкова из Среднего, Валя Лукошкина из Новых Ближевичей и еще одна Валя Ефременкова из Старых Ближевичей. Поработали они где-то года три и также уехали в города.
Я пошла в школа в шесть лет, это был 1954 год. Она находилась между Земцами и Ближевичами в саду в помещичьей усадьбе. Помню своих учителей: Леонид Петрович Фокин, учитель математики и физики, он же директор школы, его жена Александра Максимовна - учитель географии и ботаники, Нина Семеновна Фокина учила нас русскому языку и литературе. Классный руководитель Ольга Александровна Романова, также математик - живет сейчас в Буде.
Когда училась в пятом классе, к нам на ФАП приехал работать Александр Прохорович Сайдов из д. Асташово Стаицкого сельского совета. Красавец мужчина, вежливый, внимательный, ездил по деревням к тяжелобольным верхом на лошади. Однажды он пришел к нам в школу в белом халате, и мы, половина девчонок, решили идти по его стопам и поступили в медучилище. Я окончила Рославльское и в марте 1968 года стала заведующей Стаицким ФАПом, проработав там 12 лет. Это еще одна моя малая родина.
В детстве моим воспитанием занимались дедушка Василий Петрович Якушев, 1886 года рождения, и бабушка Степанида Егоровна, 1887 года рождения. Они родили и воспитали десятерых детей. Сын погиб во время Великой Отечественной войны. Дядя и мой крестный Дмитрий Васильевич Якушев был военным, служил на севере, последние семь лет в Монголии, в г. Саин-Шанд. Старший Иван Васильевич Якушев, 1909 года рождения, был почетным метростроевцем г. Москвы, там и похоронен. Владимир Васильевич Якушев - инженер, жил в г. Темир-Тау, а Сергей Васильевич Якушев работал в совхозе «Буднянский» строителем. В поселке мои дедушка и бабушка были единственные, кто дожил до глубокой старости. Когда умерли, обоим было за 90 лет.
Наш поселок исчез с карты района в 1982 году, коренных жителей уже не было, но долго приезжал из Москвы дачник Валера. При нем всегда жила огромная овчарка, видно все же боялся одиночества. Сейчас поселка нет. Люди разъехались по разным городам. На кладбище в Старые Ближевичи приезжают помянуть своих близких родственники из Москвы, Калуги, Десногорска, Обнинска. Это бывает в июне месяце в духовскую субботу. Когда встречаешься с бывшими односельчанами, которые присутствовали в твоем детстве и юности, возникают чувства, которые нельзя объяснить словами.
А исчезнувшие деревни, поселки будут жить, пока живы мы, поколение, которое еще что-то помнит. Из этого и складывается наша жизнь: что-то исчезает, а на смену ему приходит новое. И не надо грустить по этому поводу, надо просто помнить. Не забывайте и вы свою малую родину, пишите в своих воспоминаниях.
С уважением
А. М. Воронова-Паршова.