IMG 2310
Его знаменитое «Поехали!» открыло новую космическую эру. Его улыбка покорила весь мир, а безвременная гибель стала трагедий для всего человечества. Районная газета не осталась в стороне от столь важной  даты, и сегодня мы публикуем первый материал, посвященный Юрию Гагарину.
Уважаемые читатели, обращаемся к вам с просьбой рассказать о событии 12 апреля 1961 года, поделиться своими  воспоминаниями, фотографиями, впечатлениями.

Наш земляк Петр Спиридонович Аристархов не только в подробностях помнит тот день, но и бережно хранит на протяжении шестидесяти лет газету «Комсомольская правда» от 13 апреля 1961 года с сообщением ТАСС о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. 

- Мне было 19 лет, учился в Ярославском училище  войск противовоздушной обороны. 12 апреля где-то в 11 часов по внутренней громкой связи прозвучало: «Внимание, занятия прекратить, всем построиться на улице у корпуса».
Построились. Холодно, мы в гимнастерках (шинели в казарме). Ждем пять минут, десять. Офицеры стоят в отдалении группами и что-то оживленно обсуждают. У каждого курсанта возникла мысль: случилось что-то неординарное. Но если это вооруженное столкновение, тогда бы объявили боевую тревогу и все не стояли на ветру, а одевались, получали оружие, вещмешки и т.д. 
Вот идет и начальник училища генерал Рачковский в окружении полковников. В руках у него бумага. Офицеры встают в строй. Полковники что-то возбужденно между собой обсуждают. Два солдата несут лист фанеры размером 2х3 метра. На нем масляной краской нарисован какой-то пожилой грозный мужчина в розовом комбинезоне с откинутым шлемом. Щит поставили и генерал зачитал сообщение ТАСС: «Советский человек в космосе». Началось ликование. Гагарин уже был на земле.
Приказано всем надеть шинели, построиться в колонну по три человека. Заиграл  духовой оркестр, и колонна двинулась в центр Ярославля на площадь у театра Волкова. Впереди - Красное знамя ЦК ВЛКСМ за успехи в боевой и политической подготовке.
Трамвайное движение в городе уже было парализовано, поток людей устремился к театру: ученики, студенты, рабочие. Кого можно было отпустить с работы - отпустили. Народ ликовал, вот событие, которое объединило всех! Прошло всего 16 лет после военного кровопролития, и такой триумф разума ученых, конструкторов, тружеников заводов.
Учебы в тот день уже не было. Разрешили взять увольнительную и идти к своим «зазнобам» до отбоя. Так выразился наш генерал. У некоторых они уже имелись, а у кого не было, все равно заявили, что есть, чтобы хоть отдохнуть от казармы.
Каково было наше удивление на следующий день, когда пришли центральные газеты и все увидели молодого, красивого, с такой замечательной улыбкой летчика, теперь уже первого космонавта планеты Земля. Как же мы им гордились!
… Прошло всего семь лет. Юрий Алексеевич дорос от старшего лейтенанта до полковника. Уже планировался его новый полет, намечалось генеральское звание, и вдруг такая трагедия, такая нелепая смерть. 27 марта 1968 года, село Новоселово Владимирской области вовеки останется в памяти России как черный день в нашей космонавтике.
В один из последних дней марта 1968 года на Камчатке в 23 часа в ракетной бригаде прошел сигнал: «Учебно-боевая тревога». Все дивизионы ночью (разница во времени с Москвой девять часов) выстроились на боевых позициях. Командир нашего дивизиона, участник войны с  Германией и Японией подполковник Петр Сергеевич Демин скомандовал: «Снять головные уборы. В Москве к Красной площади два бронетранспортера везут урны летчиков-полковников, двух Героев на вечное захоронение в Кремлевской стене».
Мы, военные ветераны, преклоняемся перед мужеством Юрия Алексеевича. Это уже не скрывается, об этом можно говорить. Вероятность благополучного полета в космос была 50 на 50. Он об этом знал и пошел садиться в кресло.  Заранее в Москве было заготовлено два сообщения, одно - «Ура! Мы первые!», а второе - трагическое. Прозвучало первое, есть Бог на свете. Было прощальное письмо Юрия Алексеевича жене и родителям, если вдруг не сложится, написанное им перед полетом 12 апреля 1961 года. Не надо спрашивать, где оно, и сомневаться не стоит, что его передали жене Валентине после того, как Юрий Гагарин ушел в вечность.
Записала Мария СЕРГЕЕВА.