2017 год особенный для нашей страны – год 100-летия Октября, ну а для меня и моей семьи – это год 100-летия мамы Елизаветы Ильиничны Лизуновой.
Из этих 100 революционных лет судьба подарила моему поколению почти 70 лет. И я попробую провести какие-то параллели.

 

Маленькое эссе о больших событиях

Все эти 100 лет мы переживали по сути один исторический период. И за то, что за последние годы в попытках перестроиться у нас не случилось гражданской войны, надо поклониться нашим президентам, кто и как бы к ним не относился. Письмо в это прошлое не напишешь, но попытаться поразмышлять, подумать, повспоминать, проанализировать, прочувствовать 100-летнюю эпоху можно.

Слово о  революции

XX век называют веком России, и, не случись в 1917 году октябрьского переворота, она бы не выстояла, расползлась. Он не только определил путь нашей страны, но и изменил вектор развития всего мира. Масштаба этого события, думаю, мы не осознали до конца, но одно ясно: в нашем сознании 1917 год – переломный момент и его надо отмечать, а не праздновать, потому что любое историческое событие для кого-то праздник, а для кого-то трагедия. Параллельно подумалось: а будут ли потомки отмечать (или праздновать) 100-летие распада СССР и образование России? Трудно что-то сказать…
Начну с того, а что же мы помним из школьных уроков истории нашего учителя Т. Ф. Силаева. Помним, что это была Великая Октябрьская социалистическая революция, которая открыла дорогу к построению социализма, мечтам о коммунизме, о светлом будущем. К равенству, братству и счастью всех трудящихся.
Но сегодня эти стереотипы ломаются, и современники спорят и говорят о революции 1917 года как о государственном перевороте и большой ошибке, губительной для России. Время покажет, а для меня ясно одно, что историческую правду мы не узнаем, возможно, никогда, да и надо ли нам ее знать, тем, кого воспитывали своим трудом и честным отношением к жизни наши родители, тем, кто патриотизм впитал с молоком матери. К слову сказать, сегодня не знают, каким способом патриотизм прививать: то ли церковью и новым комсомолом, то ли спортивными лагерями или движениями «Идущие вместе», «Наши», то ли «Зарницей». В СССР он был смысловым, идеологическим, а сейчас все размыто. Это следствие смятения, которым было охвачено общество в перестроечные периоды.
В контексте большой 100-летней истории вспоминается моя маленькая школьная история на уроке Т. Ф. Силаева, когда я отвечала у доски про революцию 1917 года. На вопрос учителя, где были забастовки и демонстрации, кроме Москвы, Петрограда, Иванова, ничего я не назвала. А надо было просто сказать – всероссийская. У меня просто духу (ума) не хватило сказать «по всей России». Помню недовольство Тихона Флегонтьевича, как он нервно шагал по классу, одной рукой держась за борт пиджака. А теперь думаю, что так как мы жили в СССР, то просто другой страны не знали и ассоциативно провести параллель не могли, я, во всяком случае, точно. Наши родители и мы были советскими в хорошем понимании этого слова, по-советски патриотичными. Мы не считали себя бедными, хотя сегодня ясно, практически весь XX век люди прожили под бременем бедности и дефицита, стоя в очередях. Но при этом было понимание, что все мы жили в одной стране и объединены общей пусть и нелегкой судьбой, где была и разруха, порожденная Первой мировой, потом Гражданской войнами, и голод, и репрессии, и Великая Отечественная война, демографические отголоски которой до сих пор создают проблемы с численностью населения. Неслучайно наш президент В. В. Путин подписал указ о том, что 2018 год начнет в РФ десятилетие детства, ведь не хотим же мы повторить историю Древнего Рима, когда земли тех, кто ленился иметь детей, занимали те, которые не боялись быть многодетными. Смотрите, какая сегодня иммиграция арабского населения в Европу, то есть въезд на постоянное жительство, а не на временное проживание.
В Древнем Риме это случилось спустя 100 лет после его возникновения и расцвета, то есть падение этой империи имело такую подоплеку как фактор рождаемости.
Почему я об этом? Да потому что в мире не спокойно. У наших границ – волнение, с Украиной – непонятно что, хотя войну официально не объявляли, а люди гибнут, и рвутся снаряды. А Северная Корея?
Тревожно, неспокойно, но надо помнить, что история несет воспитательную функцию, что именно она дает важнейшие уроки нам и нашим потомкам. И поэтому наш президент дал указание использовать столетие Октября для попытки взаимопонимания и примирения красных и белых. Эта концепция позволит различным политическим силам высказать свое мнение и если не примириться, то хотя бы на шаг приблизиться к взаимоуважению, к пониманию неразрывности нашей истории. Ведь тема будущего волнует не только нас, но и весь мир.
Но это все в глобальном масштабе, а как живет Спас-Деменск последние 100 лет из своих 571? Ведь когда-то именно такими небольшими городками была сильна Российская империя. И именно тут бурлила настоящая жизнь, были очаги русской провинциальной культуры.
Конечно, у всех городов, как и у людей, разные судьбы, но есть одна общая тенденция – уменьшение численности населения, когда люди из малых городов уезжают в большие мегаполисы, а у оставшихся крепнет социальный пессимизм. И такие города замирают в истории. Но и они пытаются выжить и сделать свою работу интересной.
Что касается Спас-Деменска, то он расцвел, похорошел, принарядился, помолодел. Когда приезжаю, не узнаю прежних улиц, старых ветхих зданий в центре города совсем не осталось, зато выросли красивые современные строения, которые преобразили облик города до неузнаваемости. И это ответ потомкам на вопрос, что мы оставим будущему.

Какое оно - будущее

Как известно, мечтать не вредно, а вредно не мечтать. В связи с этим А. П. Чехов сказал: «…Я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты».
Например, мой папа Иван Егорович Лизунов всегда говорил и мечтал увидеть, а что же будет в 2000 году? Я тоже хотела бы взглянуть, а что будет через 100 лет, что будет в 3000 году, какие они – люди третьего тысячелетия? Мечтаю, чтобы было больше внуков, правнуков, чтобы они не забывали нас, как сейчас мы стараемся не забывать своих родителей, и еще много о чем мечтаю. А о чем мечтаете вы? Конечно, чтобы не было войны и других катастроф.
А что сегодня? Каковы наши приметы будущего? Прежде всего - создание качественного продукта во всех сферах: в экономике – развитие науки и образования, что обеспечит стране не импорт (как сейчас), а экспорт высоких технологий; в социальной политике – увеличение продолжительности жизни, преодоление социального неравенства, повышение уровня гражданской активности.
В преддверии 100-летнего юбилея революции социологи честно признают, что контуры будущего развития весьма расплывчаты, при этом озвучиваются четыре направления: устойчивое развитие, догоняющее развитие, лидерство в развитии и особый путь. Какой выбор сделает Россия? И если после 1917 года наши отцы и деды построили с большим энтузиазмом социализм, в котором мы прожили большую часть своей жизни, то как назвать, к чему мы идем сейчас, какой «…изм» строим? Вопросы есть, ответов нет, во всяком случае у меня.
Говорят, что от дурных мыслей освобождает человека колокольный звон, есть в нем какие-то частоты…

О маме

Моя мама Елизавета Ильинична Лизунова ровесница Октября, ей в декабре исполнилось бы 100 лет, потому у меня и возникла такая параллель. Мне слова о маме даются с трудом, у нас не было доверительных, теплых отношений, как с папой, но в любом случае она - моя мама, и я вспоминаю ее с уважением и любовью. Прости, родная, что раньше не говорила простые, хорошие, добрые слова так часто, как хотелось бы, это ведь только сейчас что-то недовысказанное гложет, душит мыслями и какой-то обидой прежде всего на себя.
История 100-летия революции – это и история моей мамы. Родилась она в Сибири, в г. Черемхово Иркутской области, в большой семье Андрияновых, там же училась в школе-гимназии и получила образование медсестры, закончив еще и школу медицинских сестер. Жизнь того поколения была трудной. Не всегда понимали суть происходящих событий в тридцатые годы. Но когда началась Великая Отечественная война, все мобилизировались в единый кулак, весь народ проявил невиданный патриотизм. Многие не вернулись с фронта. Вот и мамин первый муж, летчик-штурман, не вернулся, погиб в небе над Курском в 1943 году. Мама не хотела говорить об этом.
С моим папой Иваном Егоровичем Лизуновым она познакомилась после войны в госпитале, где работала медсестрой, они поженились, и в 1949 году родилась я, когда папа служил на Дальнем Востоке.
Мама всегда была такой домашней, уютной, обустраивала наш быт с любовью, дома было чисто, все блестело, веяло заботой и вниманием.
Помню, папа купил фотоаппарат «Зоркий» и очень любил делать снимки мамины и, конечно, наши тоже – брата, сестры и мои. Эти замечательные мгновения хранятся у меня до сих пор, напоминая ту жизнь.
Подробно о маме я уже писала в газете, повторяться не буду, скажу лишь одно – в Спас-Деменске многие ее помнят, особенно, когда работала в детских яслях (на снимке в первом ряду в центре).
Сегодня в моей памяти могила у березы на погосте, где упокоились мои родители. Стараюсь приезжать в Спас-Деменск каждый год, чтобы хотя бы себе объяснить смысл своего существования.

Молодежь и общество

Почему о молодежи? Да потому, что мы забываем уроки истории, а между тем 100 лет назад русскую революцию совершили студенты, гимназисты, русская интеллигенция. Это могло быть не насильственной сменой власти, а радикальными изменениями, реформами в обществе, но прошлое уже не изменить.
Везде в мире все революции начинает молодежь, студенты. Возьмите сегодня Испанию (Каталонию), там активизировалось и все начало студенчество, на Украине вышла молодежь на Майдан, правительство Ленина сплошь молодое и т.д. Эта волна захлестнула многие страны, другое дело, кто за этим стоит. Но не будем забывать, что революция – это в общем-то трагическая часть нашей истории, так как в ее жерновах, а также в Гражданской войне было утрачено по разные стороны баррикад огромное количество людей, из которых потом родились бы великие имена ученых, педагогов, поэтов, композиторов…
Конечно, они были, эти великие имена, так как после 1917 года русская культура, наука переживали необыкновенный подъем и в нашей стране, и в среде тех русских, кто вынужден был эмигрировать за пределы Отечества. Но если подумать, нужна ли новая революция, чтобы произошел мощнейший всплеск талантов и открытий, то думаю, нет, так как главный урок произошедшего 100 лет назад – это необходимость ценить человеческую жизнь.
А какой смысл у сегодняшней молодежи? Кто может быть авторитетом для нее? Какие сегодня есть по-настоящему выдающиеся личности, имена которых можно было бы сравнить с теми, кто сделал нашу страну великой научной, культурной державой?
Данные соцопросов говорят, что 66% молодежи не видят для себя моральных авторитетов ни среди ученых, ни в рядах деятелей культуры, ни в числе политиков, то есть выросло поколение, которому никто не указ. Почему? Да потому что нет основы, которая дала бы возможность каждому почувствовать себя частью чего-то важного, государствообразующего. Ведь на смену советским молодежным организациям не пришло ничего достойного и сопоставимого, и на этом пустом идеологическом поле молодежь оказалась предоставлена самой себе. Но так как природа не терпит пустоты, образовавшийся вакуум пытаются занять всевозможные секты, западные субкультуры, сообщества, а также такое неподконтрольное явление как Интернет. Именно он сегодня господствует в умах молодежи. В связи с этим новое поколение не слишком восприимчиво к пропаганде, его трудно контролировать, трудно обольщать, оно не слишком восприимчиво к требованиям, на него трудно воздействовать привычными административными методами, замшелыми устаревшими лозунгами. Привычные инструменты мобилизации - телевидение, партии, народные фронты, юнармии, военные игры, парки, патриотизм – на него мало влияют.
А пока молодежь самоорганизуется в своей благосфере, в «облаках», в закоулках интернетных лабиринтов. Новое поколение верит только себе, не терпит лжи, фальши, несправедливости, у него свое представление о том, с чего начинается Родина, но при этом хочет, чтоб его услышали, научились понимать.
Все мы знаем, что когда в России росли и становились патриотами Андрей Болконский, Петр и Николай Ростовы, Пьер Безухов, князь Багратион, майор Тушин и тысячи других героев, никаких государственных установок о пользе патриотизма не существовало, никаких программ не было. Что же делало русских людей патриотами? Думаю, была большая воспитательная работа в семье, пример родителей, а также, может быть, то, на какие темы писали сочинения в царской России. Вот совсем недавно историки обнародовали некоторые эти темы. Для младших классов: «О том, что видела птичка в дальних землях», «История постройки дома и разведение при нем сада», «Великаны и пигмеи лесного царства».
В средних классах гимназии: «Замирание нашего сада осенью», «Река в лунную ночь», «Лес в лучшую свою пору», «Встреча войска, возвращавшегося из похода».
Для старших гимназистов: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством».
Подумалось, как знать, может, с этого сочинения начинается Родина…
Вот у меня фабула, то есть сюжетная линия вырисовывалась четко, а получилось лоскутное одеяло. Что ж, получилось, как получилось… Это мое мнение.
В. Семененко (Лизунова).
Фото из архива Ю. МАКСИМЕНКОВА.