На территории мемориального комплекса «Зайцева Гора» находится братская могила, 
где покоятся  бойцы и командиры 4-го ВДК. На мемориальной доске такие слова: «Вечная память воинам 4-го ВДК,
погибшим в годы войны 1941-1945 гг.Перезахоронение состоялось 31.07.98.»
 
098.jpeg
Тела этих 273 бойцов были найдены у д. Песочня Мосальского района,что свидетельствует о суровой судьбе  десанта. Бойцы погибали целыми отрядами. Располагая материалами нашего музея, хочется рассказать  о самой масштабной за всю историю Второй мировой войны воздушно-десантной операции, участниками которой и были наши герои-десантники.
В годы ВОВ командование Красной Армии неоднократно и успешно использовало воздушные десанты. Так было  и во время наступления гитлеровских войск на Москву.
На завершающем этапе Московской битвы, как свидетельствуют немецкие источники, с января до конца марта 1942 года потери группы армий «Центр» в живой силе составили 333 тысячи человек. Ставка Верховного Главнокомандования директивой от 16 февраля 1942 г. потребовала от командования западного направления мобилизовать все силы Калининского и Западного фронтов для завершения разгрома группы армий «Центр» и полного уничтожения группировки противника, действовавшей на рубеже Ржев-Вязьма-Юхнов. Для выполнения этой директивы было решено сначала 22-й, 30-й и 39-й армиями Калининского фронта и 43-й, 49-й, 50-й армиями  Западного фронта нанести поражение оленинской и юхновской группировкам противника, а затем объединенными усилиями обоих фронтов завершить разгром его главной группировки.
В результате наступления противник на гжатском и юхновском направлениях был отброшен на 80-100 км, освобождены многие районы и вызволены из фашистской неволи  сотни тысяч советских граждан. Но полного разгрома враг все же избежал. Перебросив на этот участок 12 дивизий из Западной Европы, противник остановил наступление наших войск. Как показали события, перед войсками западного направления были поставлены чрезмерно сложные задачи. Наступление Калининского фронта успеха не принесло. А на Западном армии в многодневных ожесточенных боях только в начале марта 1942 года смогли срезать юхновский выступ и освободить город Юхнов.
Для содействия   войскам Западного фронта решено было десантировать западнее Юхнова 4-й воздушно-десантный корпус генерал-майора А. Ф. Левашова с частями усиления. Это был самый крупный десант периода Второй мировой войны.
С 16 по 24 февраля 1942 года в тыл противника было выброшено 7373 парашютиста и 1525 тюков с боеприпасами, вооружением, продовольствием и разным имуществом.
Вся операция проводилась скрытно от противника, до 40 км за линией фронта, исключительно в ночное время. Действуя напористо и энергично, десантники без промедления захватили важнейшие коммуникации в тылу Юхновской группировки врага.
Однако, несмотря на самоотверженность полков и дивизий, непосредственно участвовавших  в боях, соединиться с действующими в тылу врага 33-й армией генерала Ефремова, воздушно-десантным корпусом и кавалерийским корпусом генерала Белова войскам Западного фронта так и не удалось, хотя десант стоял насмерть. 
4-й ВДК(8-я, 9-я, 214-я бригады и другие части) базировался  под Москвой и считался наиболее боеспособным. Вылет на десантирование намечался с полевых аэродромов Грабцево, Жашково, Ржавец, расположенных недалеко от Калуги. Для этого было сосредоточено на аэродромы исходного района 40 самолетов ПС-84 и 22 самолета Б-3. Такое количество самолетов было явно не достаточным для быстрой переброски сил корпуса в тыл немецких войск, но оно диктовалось крайней нехваткой военно-транспортной авиации. Поэтому каждый экипаж должен был совершать по два-три вылета за ночь.
В целях дезинформации противника относительно основного района выброски главных сил десанта намечалась выброска в нескольких районах разведовательно-диверсионных групп и ложных воздушных десантов. Десантирование планировалось осуществлять в ночное время, и только выброску передового отряда, который должен был обеспечить прием главных сил воздушного десанта, предусматривалось провести в светлое время к исходу дня. Начало десантирования корпуса намечалось на 21 января, но было перенесено на 26-27-января.
 
 
657.jpeg
 
 
Командир корпуса принял решение первой десантировать 8-ю бригаду, а перед нею 2-й парашютно-десантный батальон. Десантирование проводилось днем, но из-за плохой ориентировки летнего состава бригада была выброшена не точно, и  разброс оказался в 20-25 км. Батальон собирался медленно. К 28 января было 648 десантированных, а большую часть вооружения, боеприпасов, лыж найти не удалось. В этой обстановке батальону необходимо было готовить площадку для приема главных сил бригады.
Десантники атаковали д. Озеречне, где было уничтожено около ста солдат и офицеров противника, захвачены военные трофеи. 29 января проведена выброска главных сил - 1,5 тыс. человек. Части бригады, как и батальона до этого, оказались разбросанными на большой территории. В этот день самолеты противника бомбили аэродром Жашково. Оказалось возможным собрать только сводный отряд, который уничтожил гарнизон противника в Воронцово.
На 29 января для транспортировки осталось 10 исправных самолетов ПС-84, 12 было повреждено зенитным огнем противника, два - разбито, семь - требовали ремонта. Из самолетов ТБ-3 осталось в строю только два.
В итоге за шесть суток из 3062 человек 8-й бригады было десантировано 2081 человек.
К этому времени обстановка в районе Вязьмы изменилась. Противник упорно оборонялся,33-я армия продвигалась медленно. Десантирование других сил корпуса было приостановлено.
Боевые действия 8-й воздушно-десантной бригады в тылу врага начинались по мере выброски. В период с 1 по 7 февраля бригада провела  ряд  боев  по расширению района боевых действий, в результате которых  нанесла потери противнику.
Враги пытались уничтожить десантников, сожгли в этом  районе почти все населенные пункты, чтобы  лишить  отряд  продовольствия  и поддержки  населения. Командование противника стало  ощущать нарастающую силу удара десантников и принимать меры по усилению  своих войск в зоне действия десанта.
В начале февраля вяземский узел немецкой обороны и коммуникации, связывающие Вязьму с Ржевом, Брянском, Смоленском, оказались в центре внимания как советского, так и германского командования. Ликвидация Юхновской группировки и овладение Вязьмой должны были привести к завершению окружения основных сил групп армий «Центр» и созданию благоприятных предпосылок для их окончательного разгрома. Для вермахта это означало бы настоящую катастрофу.
Поэтому военные действия в феврале на западном направлении приняли острый характер. В этой обстановке для содействия  войскам фронта решено было продолжить  десантирование 4-го ВДК.
 
План десантирования предусматривал переброску частей корпуса в тыл противника в течение трех ночей, для чего экипажи самолетов делали по два вылета за ночь. Выброска личного состава проводилась одиночными экипажами, сбор на земле проводился группами, которые затем следовали на сборные пункты батальонов и бригад.
Первым в ночь на 18 февраля десантировался 4-й батальон 8-й бригады. В последующие ночи - 9-я и 214-я воздушно-десантные бригады.
В ночь на 23 февраля десантировались командование и штаб корпуса. Самолет в полете был атакован немецким истребителем, в результате чего был убит командир корпуса генерал-майор А.Ф.Левашов и ранены несколько офицеров штаба. Самолет особо не пострадал, высадил десантников в намеченном районе. Командование корпусом принял начальник штаба корпуса полковник А. Ф. Казанкин. Десантирование 9-й и 214-й  бригад, а также корпусных частей и подразделений проводилось уже с подмосковных аэродромов.
Основной причиной неточности выброски людей и грузов корпуса была  чрезвычайная сложность отыскания экипажами самолетов площадок для приземления.
Гитлеровцы с первой же ночи появления десанта начали усиливать свои гарнизоны. Полковник А. Ф. Казанкин установил связь с  9-й    и 214-й бригадами, а также с 50-й армией. В ночь на 24 февраля корпус начал наступление. Очистили Пречистое, Куракино Мосальского района. Пытались сходу захватить опорные пункты в Иванцово, Костинках, Жердовке. Фашисты оказывали жестокое сопротивление. Было установлено, что противник особенно сильно укрепился в Дубровке, Дертовой, Горбачах, Жердовке, Песочне, Ключах. Несмотря на столь сильную оборону, частям корпуса удалось на отдельных направлениях продвинуться на 20-25км навстречу войскам 50-й армии. На направлении дальнейшего наступления корпуса важными узлами были населенные пункты Песочня и Ключи, с захватом которых открывался путь на Остапово, Людково и для соединения с войсками 50-й армии.
В итоге февральских боев части 4-го ВДК в основном достигли рубежа, указанного командующим войсками Западного фронта, где должна была произойти встреча с войсками 50-й армии. Но те не смогли сломить сопротивление противника, прорвать оборону на Варшавском шоссе и соединиться с десантниками. Ко времени перехода корпуса к обороне немецкое командование сосредоточило против него 331-ю, 31-ю,        34-ю и 131-ю пехотные дивизии, которые, опираясь на дорогу Слободка-Знаменка и Варшавское шоссе, создали с востока и юга вокруг десанта сильную полосу укреплений, минных полей, снежных рвов, завалов, дзотов.
Активные действия против десанта противник начал одновременно на широком фронте, стремясь  во что бы то ни стало оттеснить десантников от Варшавского шоссе, достичь полного их окружения и последующего разгрома.
Несмотря на численное превосходство противника, особенно в танках и артиллерии, десантники успешно отражали вражеские атаки, стойко защищали занимаемые позиции. В телеграмме Военного совета Западного фронта по оценке боя частей 4-го ВДК в населенном пункте Горбачи указывалось: «Корпус действует замечательно, несмотря на трудности. Передайте частям, действующим в районе Горбачи, мою благодарность. Представьте отличившихся к награде.
Жуков. Хохлов».
Подводя итоги боевых действий 4-го воздушного корпуса за февраль-первую половину апреля 1942 года, следует сказать, что они явились составной частью наступательных действий войск Калининского и Западного фронтов, имевших целью разгром главных сил группы армий «Центр».
 
Цель фронтовых наступательных операций не была  достигнута. Противник, прочно закрепившись на занятых рубежах, сдержал натиск наших наступавших войск и не дал им соединиться с войсками, действовавшими юго-восточнее и юго-западнее Вязьмы.
4-й воздушно-десантный корпус действовал во вражеском тылу во взаимодействии с 1-м  гвардейским  корпусом и нанес врагу значительный урон в силе и технике. Обороняясь на чрезмерно растянутом фронте крайне ограниченными силами и средствами, десантники удерживали большой район Смоленской области, сковывая и отвлекая на себя значительные силы гитлеровских войск. Десантники широко применяли засады и налеты на путях движения противника в его тыл. На отдельных направлениях успешно действовали мелкие снайперские группы.
В мае-июне 1942 года проводилось десантирование еще более  четырех тысяч человек для усиления 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.
Итоги воздушно-десантной операции - действия 4-го ВДК сыграли положительную роль в период разгрома войск противника под Москвой. Почти за шесть месяцев напряженных боев во вражеском тылу воины-десантники освободили около 200 населенных пунктов, прошли по тылам немецко-фашистских войск свыше 600 км, уничтожили 15 тысяч солдат и офицеров  противника и сотни единиц военной техники.
Эта фронтовая операция была очень   тяжелой и героической - проверка людей в бою на мужество, стойкость и преданность Родине. Бессмертные подвиги, совершенные десантниками в боях на Смоленщине в 1942 году, никогда не будут забыты нашими потомками. Они вечно будут жить в благодарной памяти людей.
По материалам музея 
«Зайцева Гора».