IMG 20201109 WA0001

Важнейшим достижением человека, позволяющим ему использовать общечеловеческий опыт, явилась речь. Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки - очень важно для любого человека, и начинать следить за этим нужно с самого детства. К сожалению, в настоящее время количество детей, имеющих речевые проблемы, увеличивается и, к счастью, большинство этих проблем можно разрешить с помощью логопеда. Логопед Дина Романова - педагог с солидным стажем, работает в детском саду «Рябинка».

Отучившись в Московском государственном педагогическом университете имени Ленина на факультете дефектологии, Дина Юрьевна сначала работала в Десногорской школе, затем, выйдя замуж, переехала в Вязьму. Спустя год с семьей вернулась на Родину, и вот уже на протяжении 23 лет помогает спас-деменским детишкам справиться с нелегкой задачей - говорить правильно и красиво.
- Когда я только пришла работать в «Рябинку», для меня было проблематично набрать для занятий 12 человек. Приходилось выискивать детей с нарушениями речи по всем группам детского сада. Сегодня возникает другая проблема - как из большого количества проблемных детей выбрать наиболее сложных. За последние несколько лет речевое развитие детей перестало соответствовать возрастной норме. С каждым годом все больше появляется неговорящих детей. В текущем году для занятий с логопедом набрано 30 малышей, более 20 из которых имеют диагноз - общее недоразвитие речи. То есть помимо нарушения звукопроизношения у подрастающего поколения наблюдается крайне скудный словарный запас. Детишки не умеют строить фразы в соответствии с возрастом, рассказывать и пересказывать. Для них все это является крайне сложным. Вдобавок ко всему в последнее время увеличился процент детей, имеющих сочетанные нарушения. Им помимо занятий с логопедом требуется помощь невролога и психиатра, - рассказала педагог.
Отлаженная система занятий, проводимых логопедом, предполагает как подгрупповое, так и индивидуальное общение с дошколятами. В арсенале педагога различные игрушки, картинки, пиктограммы, которые дети легко воспринимают. Множество пособий для работы педагог изготовила собственноручно, да и заведующая детским садом Елена Петровна Савченкова не отказывает в приобретении необходимого дидактического материала.
Свои занятия логопед строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого воспитанника. Работает, опираясь на ведущую деятельность ребенка - игровую. Дети любят играть, никогда не отказываются от путешествия в сказочную страну, любят фантазировать, мечтать и незаметно для себя под руководством опытного педагога выполняют все учебные задачи. Через игру ребенок учится выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, четко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы, а работа перед зеркалом помогает контролировать и запоминать, как открывается ротик при произношении того или иного звука, слога, слова.
Подобная система работы всячески поддерживается руководством детского сада, воспитателями, в нее вовлечены и родители, без активного участия которых любые усилия педагога могут быть сведены на нет.
- Специалисту одному трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Для того чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день, и родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате. Однако сегодня, к большому сожалению, некоторые родители по различным причинам отказываются от выполнения домашних заданий, ошибочно полагая, что ребенок справится с проблемой самостоятельно, - поделилась Дина Романова.

 К сведению 
К концу первого года жизни ребенок должен произносить 20 - 30 слов. К концу второго года - 100-300 слов, которые еще грамматически не связаны между собой. К концу третьего года словарный запас - около 1000 слов, начинает формироваться грамматический строй речи. К концу четвертого года - это уже 3000 слов, ребенок пользуется простыми и сложными предложениями. К концу пятого года ребенок должен произносить все звуки родного языка, говорить чисто, без труда составлять пересказ сказки.

Педагог отмечает, что невнимание взрослых к недостаткам речи ребенка может повлечь отрицательные последствия. Когда дошкольник пойдет в школу, все проблемы с речью, нерешенные в раннем возрасте, подрастут вместе с ним, а неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении письмом и чтением. Поэтому Дина Юрьевна настоятельно рекомендует родителям будущих первоклашек, имеющих логопедические проблемы, продуктивно поработать над их решением перед поступлением в школу.
- Раньше дети получали логопедическую помощь не только в детском саду, но и в школе. Лет десять назад я работала по совместительству в школе №1, где отрабатывала речевые навыки с первоклассниками. Потом, к сожалению, ставка логопеда была сокращена, однако потребность в такой помощи есть и сейчас, - с грустью добавила специалист.

Чтобы речь ребенка формировалась правильно и была красивой. Несколько советов от логопеда Дины Романовой

- Заниматься и разговаривать с детьми нужно с первых дней жизни, ведь интеллект ребенка закладывается в возрасте до трех лет, потом только развивается.

- Для формирования речи ребенка особое значение имеет речевая среда. Не сюсюкайте, а говорите нормальным, грамотным языком.

- С раннего возраста развивайте мелкую моторику, так как моторная зона речи находится в непосредственной близости с зоной мелкой моторики рук. Задействовав руки ребенка, вы автоматически активизируете речевую зону коры больших полушарий.

С этой же целью необходимо обогащать сенсорный опыт детей - это игры с водой, песком, геометрическими фигурами.

Помните, исправить речь можно, если не пускать проблему на самотек.

Беседуя с Диной Юрьевной, невольно замечаешь, что она необыкновенно открытая, общительная и творческая личность. Ее проницательный взгляд, безграничная готовность помочь располагают к откровенной беседе. Спокойный и мягкий голос с первых фраз настраивает на рабочий лад детей любого возраста, будь то непоседливый карапуз из младшей группы или говорливая, эмоциональная девчушка из подготовительной. Помимо логопедических занятий Дина Юрьевна на протяжении четырех лет ведет фронтальные занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. На вопрос за что вы любите свою работу Дина Юрьевна, не задумываясь, ответила:
- Моя работа - это источник совершенно неожиданных поводов для ежедневного удивления и восхищения. Наградой за мой труд являются счастливые лица маленьких и непоседливых воспитанников и их успехи, а также благодарность родителей.

Екатерина Никишкина.
Фото из архива детского сада «Рябинка».