Осенью 2018 года в районе урочища Кислы в ходе полевых поисковых работ нашим поисковым отрядом «Рубеж» была найдена медаль «За отвагу» с номером № 290989. Под прямоугольной колодкой, с которой «За отвагу» выпускалась до 19 июня 1943 года, просматривалось нечто похожее на остатки ткани. Это давало основание предполагать, что Кислы могли стать местом гибели бойца. И если воин значится пропавшим без вести в нашем районе, из безвестности могло появиться имя еще одного защитника Отечества.
Интернет-ресурсы не содержат реестров, из которых по номеру медали «За отвагу» можно узнать фамилию ее законного владельца. Выложены небольшие списки по наградам, по которым уже были даны ответы из архивов. Значительной поисково-информационной нагрузки эти списки не несут. Некоторые ресурсы «торгуют памятью», предлагая платные услуги.
Учитывая это, администрация Спас-Деменского района обратилась за помощью к органам военного управления. Надо отметить, что отделение военкомата в городе Кирове и Калужский областной военный комиссариат оперативно направили запрос в Центральный архив Министерства обороны в Подольске. Поразительно быстро пришел ответ следующего содержания:
«По данным Центрального архива Министерства Обороны (ЦАМО РФ), медаль «За отвагу» с номером №290989 23 июня 1943 года была вручена гвардии красноармейцу 2-го сабельного эскадрона 33-го гвардейского кавалерийского полка 8-й гвардейской кавалерийской дивизии Раимову Мухаметгалле Хафизовичу (имя и отчество так в документах) 1900 г.р., домашний адрес на момент награждения: Башкирская АССР, Матраевский район, Кашкарский с/с, село Кашкары. Приказ по полку № 4 от 23 апреля 1943 года, на медаль выдано временное удостоверение № 772011».
В наградном листе к приказу по 33-му кавалерийскому полку 8-й гвардейской кавалерийской дивизии Воронежского фронта написано: «Гвардии красноармеец, сабельник 2-го эскадрона Раимов Мухаметгаил в боях за деревню Береки, будучи стрелком ружья ПТР, подбил танк противника, не дав ему возможности атаковать эскадрон».
Ох, как непросто было подбить танк противника из противотанкового ружья. Только недостаток артиллерийских орудий, массово потерянных в первые месяцы войны, а также оккупация пороховых заводов в Шостке и Шлиссельбурге к началу осени 1941 года вынуждали использовать это допотопное, по меркам второй мировой войны, средство борьбы с танками противника. Нужна была недюжинная смелость для незащищенного броней кавалериста много раз выстрелить по сути из большого ружья в стальную машину, не зная, повредит он ее или нет, но зная, что она ответит выстрелом из орудия. Вот эту смелость и оценивали почетной в солдатских кругах медалью «За отвагу».
Об участии кавалерийских частей в боевых действиях на территории Спас-Деменского района можно говорить предметно только по августу 1943 года. Несмотря на довоенную тенденцию замены кавалерийских соединений на механизированные корпуса, как род войск кавалерия оставалась актуальна на протяжении всей войны.
В Спас-Деменской наступательной операции 8-я гвардейская кавалерийская дивизия имени Морозова, в которой служил Раимов М., входила в 6-й гвардейский кавалерийский корпус наряду с 13-й гвардейской и 8-й кавалерийскими дивизиями.
В советской послевоенной армии бытовала расхожая шутка: на вопрос «где служил» нежелавший отвечать говорил: «В танковой кавалерии». Однако специалисты по истории Великой Отечественной войны восприняли бы такой ответ серьезно.
В составе кавалерийских дивизий были танковые полки, роты которых по-кавалерийски назывались эскадронами. Они активно участвовали в боях на территории нашего района. Так, 14 августа 1943 года на деревню Потапово наступали танки 250-го танкового полка 13-й гвардейской кавалерийской дивизии. Проход через минные поля им обеспечивал взвод из 20 человек из 132-го АМИБ (армейского минно-инженерного батальона). О том, какие это были бои, говорит следующая статистика: из двадцати саперов семь бойцов, включая командира взвода, были убиты, семь пропали без вести (следует читать, что останки не найдены). 250-й танковый полк понес значительные потери в материальной части и личном составе от артиллерийско-минометного огня.
Во второй декаде августа 6-й гвардейский кавкорпус был передан в полосу 33-й армии под командованием Гордова В.Н. Кавкорпус планировалось ввести в прорыв в полосе армии для развития успеха. Однако боевая обстановка в нашем районе для корпуса сложилась неудачно.
Как вспоминал в книге «Раны заживают медленно» начальник оперативного отдела штаба 33-й армии Илларион Авксентьевич Толконюк, кавалерия стала выдвигаться из лесов и перелесков к дорогам для сосредоточения в исходном районе. Несколько дней стояла дождливая погода, поэтому налетов авиации противника не опасались. Но как только в облаках появились первые прогалы, в небе появились бомбардировщики противника. Они шли волнами. Насчитали 106 бомбардировщиков и около полутора десятков истребителей. Самолеты снизились и стали бомбить кавдивизии. Последствия были тяжелыми. Перелески были как после бурелома. Насколько помнит Толконюк, погибли около 4000 лошадей и сотни кавалеристов.
Под этой бомбежкой бесследно исчез командир 8-й гвардейской кавалерийской дивизии Суржиков Михаил Иосифович. От него осталась только изогнутая шашка. Память о комдиве Суржикове М.И. увековечена в Спас-Деменске на Офицерском кладбище.
Случилось это 19 августа 1943 года в районе деревень Соболи-Терпилово-Чуваксино-Арефино. Кстати, будучи в грибах под Есиной через 70 лет после этих событий, я случайно нашел металлическую половину бомбовой кассеты длиной более метра, брошенную «не белыми копателями» возле воронки в лесу к западу от деревни. Слова Толконюка И.А. нашли свое подтверждение на местности через много лет.
Как показало изучение архивов, Раимов М. не погиб под этой бомбежкой. Не погиб он и в районе Кислов, где была найдена его медаль. Здесь кавалеристы очищали от противника местность между деревнями Бель и Бураки, наступая через Кислы на Овсище.
Но до Победы кавалерист не дошел. 24 марта 1944 года гвардии рядовой Раимов Мухаметгалле погиб в бою и был похоронен в д. Глушин Бродского района Львовской области. Как следует из журнала боевых действий 8-й гвардейской кавалерийской дивизии, в последней декаде марта 1944 года дивизия участвовала в замыкании кольца окружения противника в районе Броды, неся большие потери в боях с танками и самоходками «Фердинанд», а также от бомбежек с самолетов «Ю-88».
В поисках родственников Раимова М. для передачи им награды, а также для сбора информации об освобождавших наш район бойцах администрация района обращалась в два муниципалитета на территории бывшего Матраевского района. Пока запросы оставлены без ответа.
В этой связи после открытия укрупненного музея в Спас-Деменске медаль «За отвагу» с номером №290989 будет передана в его экспозицию. А я обязательно напишу аннотацию к награде, чтобы люди знали, что это медаль кавалериста Раимова, прошедшего свою войну сабельником эскадрона 33-го кавалерийского полка 8-й гвардейской кавалерийской дивизии.
О. Залетаев,
г. Спас-Деменск.
Фото из открытых источников.