Достаточно ли ваш ребенок двигается? Сейчас не редкость, что дети дошкольного и школьного возраста наряду с организациями общего образования посещают еще по три-четыре развивающих секции дополнительно. Иногда родители выбирают секции только для развития умственных и творческих способностей ребенка, а времени на прогулки и занятия физической активностью у ребенка не остается. На обоснованные рекомендации врачей повысить уровень физической активности ребенка некоторые родители отвечают, что нет времени…Надо отметить, что недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к недостатку физического здоровья, но и невозможности полноценного формирования его интеллектуальной составляющей.
Движение - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль для роста, развития и раскрытия потенциала возможностей. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обмена веществ, гормональный фон, состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Она тесно связана с аспектами здоровья: физическим, психическим, социальным и духовно-нравственным в течение всей жизни.
При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению общей работоспособности и особенно головного мозга: ухудшается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время на совершение мыслительных операций. Длительный недостаток движения часто является причиной частых простудных заболеваний и их осложнений. Дефицит регулярной интенсивной физической нагрузки на разные группы мышц приводит к нарушениям осанки, ухудшению функции стопы, появлению избыточной массы тела, понижению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это вторично ограничивает желание и возможность ребенку двигаться. Надо отметить, что при некоторых нарушениях определенные виды спортивных, танцевальных занятий уже будут противопоказаны, потребуется восстановительное лечение и уже лечебная гимнастика.
Не менее важно, что при отсутствии адекватных нагрузок страдает психоэмоциональная сфера и волевые качества. Дети с недостатком движений менее устойчивы к стрессу, часто бывают не в настроении, чаще остальных имеют сложности в общении с другими детьми, менее целеустремленные и не так настойчивы при выполнении задуманного, как остальные дети.
Низкая физическая активность существенно нарушает общую жизнедеятельность и гомеостаз. При длительном ограничении детей в двигательной активности, например, вследствие бесконтрольного пользования гаджетами, наблюдаются снижение уровня всех жизненных функций, ухудшение обменных процессов, сопровождающееся дегенеративными изменениями в тканях и органах, нарушается реактивность, снижение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма. Дальнейшее ограничение двигательной активности способствует возникновению состояния предболезни, характерные признаки которого:
- быстрая утомляемость при выполнении физических нагрузок, отставание в развитии двигательных качеств - в силе, координации, ловкости;
- низкие функциональные возможности вегетативной нервной системы могут проявляться различными симптомами, при отсутствии изменений в органах. Например, частые головные боли, дискомфорт, функциональные расстройства мочевой, пищеварительной и других систем;
- изменения в физическом развитии - чаще всего избыток массы тела за счет жироотложения на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов в рационе и недостаток развития скелетной мускулатуры;
- частые и длительные инфекционные заболевания дыхательных путей с осложнениями (снижена общая сопротивляемость к болезням).
Рекомендации детям грудного возраста (от месяца до года):
- заниматься разнообразными видами физической активности несколько раз в день, в частности, играя на полу во взаимодействии со взрослым. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, ему рекомендуется проводить суммарно не менее 30 минут в день в положении лежа на животе в различное время суток в периоды бодрствования;
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более часа подряд, например, в люльках, колясках, детских креслах, переносках и эргорюкзаках.
Детям в возрасте 1-2 лет:
- самостоятельная и организованная двигательная активность в данном возрасте оказывает значительное влияние на становление интеллектуальных функций малыша;
- в общей сложности не менее 180 минут в день следует заниматься разнообразными видами физической активности умеренной и высокой интенсивности (чем дольше, тем больше пользы, особенно на свежем воздухе);
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более одного часа подряд (например, в люльках /колясках, детских креслах или переносках и эргорюкзаках), не оставаться в положении сидя в течение продолжительного периода времени;
- детям в возрасте до 2 лет не рекомендуется проводить время сидя перед экраном (например, смотреть мультфильмы по телевизору или на переносных устройствах, играть в видеоигры).
Детям в возрасте 3-4 лет:
- в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, из которых не менее 60 минут - умеренной и высокой интенсивности (чем больше, тем лучше);
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более часа подряд, например, в люльках, колясках, не оставаться длительно в положении сидя;
- мыслительная деятельность до и в процессе выполнения двигательных программ - дополнительный фактор, значительно стимулирующий интеллектуальные функции.
В системе физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении применяют различные организованные формы двигательной активности. Основные из них: гимнастика, подвижные игры и развлечения на прогулке, физические упражнения при закаливании, движения во время музыкальных занятий и развивающих игр. К дополнительным формам физического воспитания относятся двигательные разрядки и динамические паузы в процессе учебных занятий и между ними, а также во время игровой деятельности в группе. Обязательные занятия - форма работы, приближающаяся к уроку физического воспитания, кратность которых для детей в возрасте от 3 - 7 лет составляет не менее 3 в неделю. Длительность занятий для детей 3-4 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних - 25-30 минут. Дети приобретают навыки осмысленного правильного выполнения движений, учатся слушать ритм музыки и следовать указаниям воспитателя, согласованно действовать в коллективе, развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие.
Детям и подросткам с 5-18 лет следует ежедневно посвящать не менее 60 минут в день занятиям физически активной деятельностью средней или высокой интенсивности желательно на свежем воздухе (на прогулке). Упражнениями высокой интенсивности, направленными на укрепление скелетно-мышечной системы, следует заниматься не реже трех раз в неделю.
Нет необходимости готовить ребенка для профессиональных видов спорта или танцев, чтобы получать пользу для здоровья от занятий. Детям и подросткам следует сокращать продолжительность малоподвижных периодов, особенно время досуга у экранов телевизора, компьютера или другого устройства. Двигательная активность детей с поступлением в школу часто падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Контролируйте физическую активность ребенка. Для поддержания здоровья потребуются дополнительные нагрузки вне дошкольных образовательных учреждений и школы, а также в выходные дни. Поэтому к зоне ответственности родителей относится предоставление детям возможности тренировать тело и мышцы в виде активных игр, прогулок и дополнительных занятий, включив их в распорядок дня. Рациональный двигательный режим снизит утомление ребенка, улучшит качество сна, повысит эффективность всех остальных занятий. Физические упражнения снижают риски развития многих хронических болезней в будущем. От физического здоровья зависит развитие волевых качеств и успешность в любой деятельности.