Многие мальчишки в детстве мечтают стать капитаном красивого большого корабля и уплыть под парусами за горизонт, ведь есть что-то загадочное в морских волнах, таинственнойIMG 2743 лазурной дали, что заставляет сердце трепетать и погружаться в грезы о далеких неизведанных странах. Для кого-то эти грезы так и остаются сокровенными мечтами, но для кого-то плавание на кораблях превращается в серьезную каждодневную работу. На протяжении нескольких лет море и рыболовный траулер были местом работы нашего земляка - моряка дальнего плавания Владимира Шеченкова.

 

Владимир Васильевич родился и вырос в деревне Красный Активист в многодетной семье, где был седьмым ребенком. После школы, как большинство советских парней, пошел служить в армию. Рослого и крепкого юношу определили в воздушно-десантные войска. Именно тогда, во время прохождения срочной службы, Владимир познакомился с будущей супругой Валентиной. Девушка работала медсестрой в хирургическом отделении Спас-Деменской районной больницы, куда рядовой Шеченков попал во время очередного увольнительного. Романтические отношения прервала сама судьба, разлучив молодых людей на долгие семь лет.
Пройдя срочную службу в армии, Владимир уехал работать в Москву. Долгое время трудился на стройке. Как-то раз после очередной тяжелой смены он услышал рассказ знакомого об интересной, а главное хорошо оплачиваемой работе на рыболовецких судах. Долго не раздумывая, Владимир отправился в Архангельскую школу рыбной промышленности. После года обучения матроса Шеченкова и еще 36 его сокурсников направили в порт города Мурманска, где  распределили по судам. Как рассказал бывший моряк, на траловом флоте существует три вида судов: посольно-свежевые, зверобойные и большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), на которых и пришлось трудиться Владимиру Васильевичу на протяжении пяти с половиной лет. 
- Большой морозильный рыболовный траулер - это огромный пароход длиной более 100 метров, настоящий плавучий завод, за которым тянется 80-метровый трал (огромный мешок для ловли рыбы). За раз ловили порядка 5-8 тонн рыбы. Пойманную рыбы сразу сортировали, упаковывали в коробки и отправляли в морозильные камеры. Весь этот путь улов проходил по транспортерным линиям. Здесь же на траулере делали консервы, а из рыбьих голов готовили рыбную муку, которую потом отправляли на зверофермы, - рассказал Владимир.
Трудились рыбаки сменами по четыре часа, после каждой следовал перерыв. За это время можно было помыться, перекусить и отдохнуть, а дальше вновь надо идти на смену. В свободное время можно было посетить баню, библиотеку, магазин или посмотреть телевизор, которые также размещались на огромном судне. В те дни, когда рыбы ловилось мало, матросы могли и в волейбол поиграть, чтобы мяч не улетел за борт, его привязывали шнуром к палубе. Много рейсов совершил Владимир Васильевич за неполных шесть лет, и каждый помнит в мельчайших подробностях.
- Первый длился 127 суток. На БМРТ «Бизон» мы отправились в Норвежское море на ловлю окуня. Вместе с русскими в нашем многонациональном экипаже численностью 95 человек трудились грузины, украинцы, белорусы, была даже одна женщина из Китая. Она работала на кухне. Были у нас и свои корабельные питомцы: кот с кошкой и даже петух. По возвращении в порт мы купили ему курицу, с которой он потом гулял по гавани, - поделился бывший матрос.
Помнит он и про ловлю мойвы в Баренцевом море, и про добычу 300 килограммов икры от этой мелкой рыбешки. Помнит и про камбуз, где помимо рыбы, которая подавалась, как говорится, и в вареном, и в жареном, и в пареном виде, для моряков готовили много других блюд, а на дни рождения пекли торты. Правда, тогда еще не пользовались миксерами, поэтому взбивать крем именинникам приходилось вручную, проводя за этим занятием по несколько часов. Помнит и те дни, когда ловилось совсем мало, и чтобы хоть чем-то занять время, матросы плели сети, с помощью подручных средств ловили акул, камбалу и других подводных обитателей. Вместо лески они использовали обычную веревку, к которой привязывали загнутый гвоздь, а на него нанизывалась мелкая рыбешка.
- Что нам только не попадалось, кстати, и в трал помимо рыбы попадались омары, медузы, скаты. Как-то поймали четырехтонную акулу и рыбу меч весом около 80 килограммов. А однажды вместе с тралом подняли тюленя, который сидел сверху и поедал нашу рыбу, - с улыбкой продолжил свой рассказ моряк дальнего плавания. 
 
Самым памятным событием для Владимира Васильевича стало экваториальное крещение - своего рода обряд инициации, когда уже опытный состав разыгрывает представление для впервые пересекающих экватор. Церемония трактуется как проверка царем Нептуном новичков на прочность. В ходе мероприятия матросы рассказывают морскому царю и Русалке стихи, после чего их угощают соленой кашей, обливают мазутом, превращая таким образом в афроамериканцев, и бросают за борт, конечно, с соблюдением правил безопасности. После прохождения испытаний выдают новичкам диплом члена экипажа. Матросу Шеченкову посчастливилось дважды стать участником такого праздника. Правда, во второй раз он уже был охранником Нептуна и Русалки и стоял рядом с ними в изготовленных из подручных средств доспехах. 
- Много интересного было в море, но случались и неприятные казусы. Например, когда нас в аэропорту Шереметьево на несколько часов задержали пограничники, найдя газету на английском языке. Думали, что это пропаганда. Еще один казус произошел, когда мы перегоняли пароход после ремонта из Польши в Архангельск. У нас все время затапливало консервный цех. Не успеем откачать воду, а она снова набирается. При тщательном осмотре выяснилось, что в обшивке судна кто-то оставил три небольших отверстия, через которые и просачивалась вода. До сих пор не понятно, как такое могло остаться после капитального ремонта. Возможно, что их кто-то сделал специально. А когда переходили через Панамский канал, нам на помощь подсадили шесть афроамериканцев. Они все время нам улыбались и о чем-то болтали на своем языке, а когда они сошли с борта, выяснилось, что они у нас все бронзовые пробки на пароходе выкрутили. А сколько раз попадали в шторм, - поделился мужчина.
 
Навсегда остался в памяти Владимира Васильевича и день 27 марта 1987 года, который он по праву считает своим вторым днем рождения.
Команда матросов большого морозильного рыболовного траулера «Карпаты» после ловли ставриды у берегов Аргентины возвращалась на Родину не привычным маршрутом по морю, а по небу. Их самолет, пролетая над Атлантическим океаном, вдруг начал терять высоту и стремительно полетел вниз.
- В салоне погас свет и воцарилась гробовая тишина. Все мысленно стали прощаться с жизнью, но спустя, наверное, минуту, пилотам удалось вернуть управление самолетом, и мы стали вновь набирать высоту. Однако эта минута, казалось, длилась целую вечность, - с дрожью в голосе добавил Владимир Васильевич.
После этого случая Владимир решил больше не рисковать своей жизнью и вернуться в родовое гнездо. Да и маме, которая после смерти супруга осталась одна, нужно было помогать вести хозяйство. Поначалу бывший матрос никак не мог привыкнуть к новому распорядку дня и задумывался о возвращении на море. Однако вскоре он вновь встретил свою Валентину, их отношения возобновились, и мужчина остался в Спас-Деменске. Вместе они воспитали прекрасных детей. Сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, он не сидит без дела, а продолжает трудиться - оберегает покой воспитанников и работников детского сада «Рябинка», работая там охранником.
Кстати, умение плести морскими узлами Владимир Васильевич использует до сих пор. С помощью специальных инструментов, которые делает сам, и необычной техники плетения Владимир делает мочалки и авоськи. Этим он занимается в свободное время, чаще зимой,  затем дарит свою продукцию друзьям и знакомым. И каждый раз это занятие напоминает ему о море.
Екатерина Никишкина.
Фото автора.