Пандемия коронавируса не только заморозила людские контакты, нарушила привычные нам производственные, бытовые цепочки в звене экономических, финансовых, политических связей, но и дала толчок к новым цифровым формам, к новой системе видеотрансляции, что привело к работе в разных сферах на «удаленке-дистанционке», в том числе в образовании. 

 
Думается, что онлайн - это не самая худшая система работы, она полезна, например, при болезни, а вообще, онлайн - тема бездонная, многогранная, о ней можно думать и рассуждать постоянно.
Обычно представлены отзывы-мнения об онлайн-обучении тех, кто является участником этого процесса, то есть учителей, учеников, родителей. А нас, представителей поколения 60-х, 70-х годов, настигает грусть о классической, традиционной форме и методах обучения, когда «глаза в глаза» и локоть рядом… Жаль, что сегодня межличностные отношения становятся сетевыми, виртуальными, контакт может быть с сотнями людей, но при этом некому пожать руку, некого обнять, прижать, поцеловать, некому утереть нос и слезы (хотя сейчас и пандемия). Иными словами, современный мир, можно сказать, становится цивилизацией разобщения, и это волнует, будоражит, настораживает - какими вырастут внуки, правнуки, смогут ли они получить прочные знания, тягу к ним.
Введение же дистанционного обучения на законодательном уровне как обязательного метода обучения и вовсе обескураживает, настораживает, ведь живое общение (слово, взгляд, вздох) ничем не заменить. Наверное, онлайн-обучение должно быть только как дополнение, «подспорье» в работе с аудиторией. Возможно, через 100 лет будущие поколения снисходительно отнесутся к такому утверждению и нашей нервозности.
С чем можно сравнить «удаленку»? Мне видится, например, заочная форма обучения, когда перед тобой книга, а не компьютер и твои мозги, которые нужно включить, а также хочется пошуршать страницами. Работа «надомника» - это тоже была «удаленка». Работа космонавта на орбите - тоже «удаленка». С чем все это ассоциируется?
С замкнутым пространством, когда нет смены картинки, как бы не менялись «декорации» окружающей среды, когда живого общения нет совсем или оно есть частично. Конечно, есть такие люди, которые рады одиночеству и смену обстановки воспринимают как катастрофу, когда охватывает ужас от потери привычного образа жизни, привычной обстановки.
Вспоминается, как живет величайший математик мира петербуржец Григорий Яковлевич Перельман, который отказался от всех почетных званий и наград, от одного миллиона долларов. Живет в полном одиночестве в старой квартире, но то, что он сделал и доказал, - вершина человеческой мысли, плод больших знаний, таланта, потрясающей интуиции, гениально. Это скорее результат его классического образования, когда мыслить, развивать логику, выбирать свой алгоритм решения задачи помогла школа с традиционным обучением, а не «тестовым» как сегодня.
 
О тестировании 
 
Отрывочные формы тестирования применялись и раньше: во время проверочных контрольных работ, но это не было обязательным в практике обучения, как сейчас, особенно с введением нового метода сдачи ЕГЭ, который до сих пор вызывает много нареканий, особенно в этом году. Современная система образования обучает «тестовому взгляду» на мир, то есть когда всегда есть выбор из нескольких предлагаемых навязанных вариантов. К примеру, парень, получив зарплату, на предложение девушке, как провести время, куда сходить, получает ответ: «Не знаю, а какие есть варианты?». Может, это не самый удачный пример, но такой ответ нормой считают в 99% случаев, то есть человек не задумывается, не имеет своей идеи, не хочет напрягаться, а ждет «тесты» на выбор. 
О чем это говорит? О том, что современные молодые люди растут с ощущением, что есть только один правильный ответ, не отсюда ли дефицит новых идей.
Тесты отучают думать, ведь если не умеешь, то думать за тебя будут другие и принимать решения тоже. Задачи по точным наукам тестировать можно, а вот как быть с литературой, с русским языком? Исправлять эту ошибку начали, и, наверное, эта работа над ошибками тестирования продолжится.
Людям не всегда нужны советы. Иногда нужна рука, которая поддержит, ухо, которое выслушает, сердце, которое поймет. И в этом поможет не только «удаленка», но и великий русский язык.
Поживем - увидим. 
В. Семененко (Лизунова),  г. Москва.