Меня влечет на берега Болвы.
Безвестная, негромкая речонка,
Нырнувшая в осенние леса.
Сквозь времена негромко и незвонко
Спешит, как будто хочет что сказать...
Александр Якушенко.

Плавно несет свои воды река: то среди лесных массивов, то выбегая на открытое пространство, то ныряя в крутые берега, где-то течет тихо, а кое-где убыстряет свой бег. Болва - один из крупных притоков Десны. Ее питают притоки Песочная, Немолодь, Радица, Олешня, Овсорок, Верешевка, Теребка, Бредовка... Их общая протяженность более 150 километров, а самой Болвы - более двухсот. Относится к бассейну Днепра.


Река Болва имеет в себе много неразгаданного. Загадки встречаются здесь на каждом шагу. На территории Дятьковского района археологами были открыты курганные могильники и древнее городище. Ученым приходилось наталкиваться на курганы самых разнообразных форм: круглые, сферические, квадратные, конусные, отличающиеся друг от друга размерами, местом расположения.
О названии реки существует несколько гипотез. Одни предполагают, что оно балтийского происхождения, другие - сла-вянского, третьи - что по форме может быть сравнимо с волго-окским... Предание гласит также, что название реки Болва связано с древним языческим культом. Слово «болванщина» означает дурачье, неучи, неотесанный люд.
Место, где мы живем, когда-то занимало племя вятичей. Вятичи - одно из многочисленных древнерусских племен, сильных и могущественных, дольше всех сохраняло свою независимость. Киевский князь Владимир предпринял два похода на вятичей и в конце концов покорил их. Последнее упоминание о вятичах как о самостоятельном племенном объединении относится к 1197 году. Вятичи были язычниками и верили в богов, которые олицетворяли силы природы. Вырубали из деревьев и вырезали их изображения, устанавливали в своих языческих капищах и молились им, приносили жертвы. Такие вырезанные изображения назывались идолы или болваны. По Далю «болван» - это раскрашенная деревянная кукла. Но ведь в летописях река Болва называлась Оболва. Отсюда недалеко до слова оболванить. Оболванить по В. Далю - заставить верить во что-либо, одурачить. Теперь можно смело говорить, что оболванить, болван, Болва - близкие по смыслу слова. То есть, если кто-либо попадал к вятичам, то был вынужден поклоняться вместе с ними их богам, молиться их деревянным идолам, болванам. Очевидно, вятичи строго следили за этим, если до сих пор события тех давних минувших веков остались в названии реки и деревни.

В начале XVIII века в месте слияния рек Большая и Малая Песоченка с Болвой строятся первые железоделательные заводы. Это было связано с тем, что принимались меры к заселению здешних мест и освоению богатства края. Здесь появляются обширные боярско-княжеские землевладения Голицына, Бякентова, Шамардина, огромные земельные участки с крепостными крестьянами становятся собственностью Свенского и Звенигородского монастырей.
В 1700 году князь Голицын получил личные указания царя Петра I поставлять корабельный лес на Брянскую судостроительную верфь, в устье реки Болвы при впадении ее в Десну. Важная задача стояла перед этой судоверфью - строить корабли для речного флота. Князь Голицын поспешил в свою вотчину на Болве. Остановился на плоском нагорье в излучине Болвы, где в нее впадает Песоченка и, показав рукой на гладь реки, сказал: «На сем месте пристани быть построенной надлежит, для сплава лесов корабельных пригодной». Маленькая пристань на Болве привлекала к себе многих людей. Сюда шли беглые крестьяне, и их охотно зачисляли в артели плотогонов. Так был основан поселок Песочня (нынешний Киров), а рядом с ним выросла небольшая пристань для сплава леса. Сюда, в широкую пойму Болвы и Песоченки, свозилось зимой много леса, который вязался в плоты и сплавлялся весной на судоверфь в Брянск. Прямой водный путь Болва - Десна - Днепр - Черное море был открыт в 1870 году. К этому времени Сергей Иванович Мальцов создал в Людиновском районе огромный промышленный округ, и этот длинный путь позволил ему торговать своей продукцией не только с Россией, но и с соседними странами Турцией, Ираном, Персией. Построенные им шлюзы, бассейны, плотины для задержания воды и образования прудов на реках Болве, Жиздре и их притоках создали возможность постоянного судоходства от Сукремля до Брянска на протяжении до 100 верст. Так, на Болве было построено четыре шлюза: в Песочне, Иваново-Сергиевске, Сукремле и Любохне. Все эти гидротехнические сооружения кроме судоходства обеспечивали получение дешевых водных двигателей.

По Болве шли пароходы, строящиеся в Людинове, сплавлялись и военные суда. «В 1857 году с верфи Людиновского завода спустили на воду шесть паровых военных кораблей, на которых установили изготовленные там же паровые машины. Свою службу на Черном море суда несли исправно. Представитель завода прапорщик С.И. Григорьев писал Мальцову: «Шхуна «Селигер» 4 ноября 1857 года пришла в Николаев. Она плавала больше месяца и сделала пятнадцать тысяч миль переходов, и машина оказалась очень хорошей...». Эти данные приведены в книге Г. Метельского «Сергей Мальцов», вышедшей в 1995 году. Автор сообщает, что и впоследствии отправляли клиперы из Людинова для военного флота. Болва служила обороне страны.
С пуском в 1877 году Мальцовской железной дороги сплавное судоходство по реке Болве прекратилось.
Попытка наладить судоходство по Болве от Бежицы до Людинова предпринималась бежичанами перед Великой Отечественной войной. В 1938 году были построены мотокатер и пять несамоходных судов. Для расчистки реки был сделан корчекран.
Судя по рассказам местных жителей, можно утверждать, что в военные годы в Болве затонуло несколько единиц боевой техники, это произошло во время боя за город Людиново и освобождения его от немецких оккупантов. А по воспоминаниям нашего земляка жителя деревни Гридино Николая Романовича Костылева, во времена его детства река Болва была полноводная, чистая, глубокая. С моста ныряли и до дна не доставали. На трех плесах купались взрослые и дети. В реке было много рыбы, раков. Рыбу ловили в плетуху, высокую круглую корзину. Иногда попадались огромные щуки, крупные окуни.

В наши дни Болва потеряла свое промышленное назначение, по ней не сплавляют лес, не плывут пароходы и баржи с товаром, но она осталась украшением нашего края, любимым местом отдыха туристов и местных жителей. Почти в любом месте ее можно перейти вброд. По ее берегам не настроено прекрасных зданий. Через нее не перекинуты красивейшие мосты, служащие не только переправой, но и украшением ландшафта. У нее есть только то, что создала матушка-природа - живописные повороты и излучины, обрывистые склоны берегов, впадающие ручейки, дубравы, дорожки и тропинки. И эта первозданная красота вдохновляет поэтов и художников калужского края. Вот что пишет спас-деменский поэт Александр Бархатов о реке Болве:

Ручеек, по низинам петляя,
Из болота лесного бежит.
Он, дождями себя наполняя,
Все быстрее, быстрее спешит.


Вот деревня Болва у истока -
Древних вятичей бывший ковчег.
Имена совпадают настолько,
Словно верили здесь в оберег.


Здесь деревня жива и поныне,
И ручей продолжает бежать.
Идеалы и боги - иные…
Им ничто не смогло помешать.


На реке вырастали плотины,
Гладью вод серебрится Болва.
Там художники пишут  картины,
А поэты рифмуют слова.
Лариса Никитина.