«Хочу рассказать о своей прабабушке Василисе Васильевне Киселевой. Родилась она в 1917 году на границе Калужской и Смоленской областей в деревне Новоуспенск (в некоторых источниках - деревня Ново-Успенское).
Когда началась Великая Отечественная война, прабабушке было 24 года. В октябре 1941 года фашисты оккупировали Спас-Деменский район. Вошли солдаты германской армии и в деревню Ново-Успенское, заняли дома многих жителей, а хозяев выгнали на улицу. Люди ютились в сараях, банях, подсобных помещениях, помогали друг другу: те, чьи дома не заняли фашисты, брали к себе потерявших кров соседей - в тесноте, да не в обиде.
Всех трудоспособных немцы гоняли на строительство оборонительных сооружений: крестьяне копали окопы и противотанковые рвы. Участвовала в этих работах и моя прабабушка. Было очень страшно, ведь работать приходилось под дулом автоматов.
Много бед и лишений пережили жители за 2 года оккупации.
Летом 1943 года советские войска начали освобождать район от фашистов, которые отчаянно сопротивлялись. Во время легендарных боев на Гнездиловской высоте Ново-Успенское оказалось как раз на линии огня, несколько раз переходило из рук в руки. Сотни раненых и убитых советских солдат видела моя прабабушка в эти дни. Одного тяжелораненого бойца жители спрятали в бане на окраине деревни. Но вокруг все еще хозяйничали фашисты, и не было никакой возможности пробраться к бане и оказать раненому помощь. Тогда во время затишья моя прабабушка пошла к немецкому начальству и попросила разрешения истопить баню. Разрешение было получено. Вместе с двумя соседями погрузили на телегу большую деревянную бочку, запрягли лошадку и поехали за водой. Но фашисты приставили солдата с автоматом наблюдать за ходом работы. Что же делать? Когда подвезли воду к бане, сосед прабабушки взял охапку дров и вошел внутрь, солдат - за ним. Оказалось, что раненый боец, живой, но без сознания, лежит за печкой, с порога его не видно. Фашист осмотрелся, ничего не заметил, но не ушел, а остался стоять у двери. Тогда женщины затопили печку и сразу закрыли трубу. В баню повалил дым. Вражеский солдат закашлялся, заругался и убежал. Соседи вылили воду и спрятали раненого советского бойца в бочке, затем отвезли его к прабабушке домой. Фашистам объяснили, что это больной муж Василисы. Прабабушка уложила раненого в постель и выхаживала до тех пор, пока он не встал на ноги.
Красивый молодой человек Михаил Иванович Киселев родом из Москвы, полюбил мою прабабушку. Еще не совсем окрепшего Михаила и Василису обвенчал местный батюшка. Как только Михаил поправился, снова ушел воевать.
13 августа 1943 года 87-й гвардейский полк занял деревню Оселье, высоту 206,5 и деревню Ново-Успенское. В книге Маргариты Александровны Гусевой «От волости Демена…» в главе «Хроника одного года. 1943-1944 год» я прочитал, как восстанавливали мирную жизнь в нашем районе после освобождения от фашистов. У многих людей не было самого необходимого: одежды, обуви, дома, хлеба. Но у них была вера в лучшие времена, в новую жизнь. Эта вера помогала им в возрождении своего края.
Маленькая точка на карте нашей Родины - город Спас-Деменск, но жители Спас-Деменского района тоже внесли свой вклад в дело Великой Победы, болея тифом, страдая от недоедания, от недостатка витаминов.
Именно в это время моя прабабушка ждала появления на свет своего первенца. В 1944 году родился мой дедушка Петр Михайлович Киселев. Он так и не увидел своего отца: тот погиб в конце войны.
Прабабушка моя больше не вышла замуж. Она вырастила прекрасного сына. Петр увлекся спортом, занимался пулевой стрельбой. Когда пошел служить в армию, попал в Москву в правительственные войска. В армии он оттачивал мастерство меткого стрелка и был зачислен в сборную по пулевой стрельбе общества «Динамо». Дедушка стал мастером спорта и участвовал во многих соревнованиях. В первенстве СССР он занял третье место по пулевой стрельбе и завоевал бронзовую медаль.
Скажите, разве мой рассказ не достоин стать сюжетом для киносценария? Я, конечно, писать сценарии не умею, но, надеюсь, вы найдете хорошего сценариста и может получиться интересный фильм о боях на легендарной Гнездиловской высоте, об истории простой деревенской семьи и о героизме гражданского населения Спас-Деменского района в годы войны.
Буду вам очень благодарен, если вы напишете свое мнение о моем предложении.
С глубоким уважением, Демидов Ваня».
Это письмо я написал два года назад режиссеру Ф. Бондарчуку, к сожалению, ответа от него не получил. Но не это главное. Главное в том, что в нашей семье помнят о прабабушке Василисе и прадедушке Михаиле. А еще мы всегда будем помнить о войне, обо всех людях тех роковых лет: воинах, тружениках тыла, малолетних узниках концлагерей… Память живет в каждом из нас. Она бессмертна.
Иван Демидов, 7 класс, школа №2.