WhatsApp Image 2024 05 31 at 094425

Валентине Александровне Облеуховой было семь лет, когда началась война.

Говорят, у войны не женское лицо. Можно добавить - и не детское. Ее законы беспощадны. Сколько детей погибло от пуль и снарядов, от непосильного труда, голода и холода. А тех, кто выжил, с каждым годом все меньше и меньше. Сегодня дети войны - это особое поколение. Они последние свидетели Великой Отечественной войны. За ними больше никого. Сейчас это пожилые люди, а в детстве они вместе со взрослыми переживали все ее тяготы за долгие четыре года. Для них каждое напоминание о войне отзывается болью. Не случайно, когда 9 мая на концерте в РДК шла постановка «Дети войны», многие в зале плакали. Не смогла сдержать слез и Валентина Александровна Облеухова. Ее детство тоже было с горьким вкусом.

Жила-была девочка

В старинном селе Красное, что в Костромской области, в семье Лебедевых жили мать, отец и четверо детей. Жили по тем времена неплохо. Имели домик с резными наличниками и банькой во дворе, небольшое хозяйство. Мать трудилась телятницей на ферме и в поле. Детей брала с собой. Они помогали лен теребить, сено грести маленькими грабельками. Раньше ведь сев, покос, уборка урожая - все вместе. А в праздники гармонь за околицей, веселый перестук каблучков. Отец был занят в ювелирном промысле. В кустарных мастерских делали колечки из меди. А на трудодни матери давали мясо, растительное масло, семечки.
Вале было семь лет, когда началась война. Женщины плакали, дети вместе с ними. Замолкли песни, не стало слышно веселых голосов.
Тот самый длинный день
в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет,
и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Писал о том времени Константин Симонов.
- Отца сразу забрали в армию. Сначала воевал в Ярцеве Смоленской области. Стояли сильные морозы, и отец отморозил пальцы на руках, которыми держал винтовку. Варежки положил сушить, и они сгорели, - рассказала случай из жизни Валентина Александровна. - Потом получил ранение в одном из боев, находился в госпитале в Ивановской области, и мы там его навещали. Выздоровел и опять на фронт.
На войну отправили не только мужчин, но и лошадей. Пахали на быках, в лес за дровами ездили на тачке. Каждая семья должна была сдавать государству яйца, молоко, мясо, шкуры животных. Все для фронта, все для Победы! Было голодно, главными продуктами стали лепешки из ржаной муки пополам с лебедой. Выручал лес с его грибами и ягодами. Дары леса дети носили в райцентр за пять километров. На вырученные деньги купили портфели, карандаши, тетради.
- В 1942 году я пошла в первый класс. Еще до школы прочитала букварь аж три раза. Можно сказать, выучила наизусть, - улыбается Валентина Александровна. - Чернила делали из сажи и носили их в бутылочках. Бумагу экономили. На уроках я постоянно нервничала из-за того, что мои одноклассники никак не могли осилить чтение. Одежда у нас была, как в той постановке про войну, вся в заплатках, ходили босиком. На всю деревню - один велосипед, катались на нем по очереди, и никто не ругался. Иногда пролетали немецкие самолеты бомбить город Горький. Тогда мы выключали свет, зажигали керосиновые лампы, занавешивали окна и сидели в полутьме.
Валя закончила четыре класса, и родители отправили ее работать на ювелирный завод. Его организовали в 1919 году, когда объединили несколько кустарных мастерских. Девочку посадили паять медные цепочки, но она очень хотела учиться. Опять пустили в школу, но с условием, что будет помогать матери на телятнике.
- Рано утром бежала помогать маме, потом в школу. Весной переходили ручей за деревней босиком. Зимой, если случалась сильная метель, учительница оставляла ночевать в школе. Никто нас не встречал и не провожал. Рано повзрослели.
Отец пришел с войны весь израненный, работал в ювелирном производстве по специальности. Здоровье его было подорвано, умер в 53 года. Мать растила детей одна.

 

Поднимали страну из руин

Валентина закончила семь классов и поступила в финансовый техникум. Сестра и брат учились в индустриальном техникуме. Брат получал стипендию продуктами. В 1953 году девушка после окончания учебы по распределению переехала на работу в райфинотдел в Спас-Деменский район, где и осталась. Через полтора года толкового молодого специалиста назначили главным бухгалтером. Любимой работе она отдала 45 лет. Имеет звания «Отличник финансовой службы», «Ветеран труда», многочисленные грамоты и благодарности.
- Я всегда любила дело, которым занималась, хотя простым его не назовешь, - подчеркнула собеседница. - В те времена у нас в финотделе числилось 18 бухгалтерий (сельских советов, детского сада, дома культуры и других). Это многочисленные отчеты, финансовая работа, контроль за исполнением бюджета района и многое другое.
Валентину Александровну ценили за высокий профессионализм, порядочность, строгость и душевность одновременно, готовность помочь, подсказать.
В личной жизни у нашей героини тоже все сложилось удачно. Муж, семья, дети. С мужем Евгением Николаевичем они прожили 54 года, воспитали троих замечательных детей, дождались шестерых внуков. Они часто ее навещают, звонят, интересуются здоровьем, делают все, чтобы она не чувствовала одиночества.
Война ушла в историю, но не ушла из истории. Память продолжает свой путь, и опять нет ветеранам покоя.
- Снова гремят взрывы, гибнут молодые люди. Неужели война ничему не научила? - с болью в голосе говорит бывшее дитя войны. - Опять дети растут без отцов, плачут матери. Ужасы той войны, что зацепила своим черным крылом и мою семью, заставляют ценить и беречь мир. Жаль, что не все это понимают.
Так считают все ветераны, кто провел свое детство во имя победы у станков и на полях, кто потом поднимал страну из руин. Здоровья им и долголетия.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора и
из семейного архива
В. Облеуховой.