Никто не станет отрицать важность доступности продовольствия для населения планеты. Люди, проживающие в развитых странах, нечасто задумываются над этим вопросом, но статистика утверждает, почти 800 миллионов человек, ныне живущих на Земле, вынуждены голодать и страдать от недоедания. Чтобы напомнить об этом,  Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация, работающая в составе ООН, в 1979 году основала особый праздник - Всемирный день продовольствия, основная цель которого - продемонстрировать населению важность решения продовольственной проблемы.
 
P1510558
 
К сожалению, к настоящему времени решить проблему недостатка продовольствия и полностью искоренить голод пока не удается. Теоретически производимых в мире продуктов должно хватать на всех, однако часть населения явно перебирает калорий и набирает лишний вес, а часть не получает необходимой пищи. Всемирный день продовольствия дает повод еще раз задуматься над тем, что уже сделано и что еще предстоит сделать для борьбы с опаснейшей из глобальных проблем.
Однако, важно не только увеличивать количество производимых продуктов питания, но и всячески способствовать улучшению их качества. Ведь от того, какие продукты попадают на стол человека, зависит его здоровье, его будущее.
Так, в этом году началась активная «борьба» с молочным фальсификатом. Молочные продукты, сделанные только из молока - отдельно, с растительными жирами - отдельно. Таковы новые правила их продажи в России. Они вступили в силу 1 июля текущего года. Так ли это в действительности? Комиссия в составе главного специалиста отдела экономического развития и архитектуры администрации МР «Спас-Деменский район»     Л. Янченко, представителя местного отделения Партии «Единая Россия»                И. Волковой и автора материала побывала в нескольких магазинах города («Пятерочка», «Магнит», «Новая Легенда», «Березка», магазин «Продукты» ООО «Чайка»  и  часть магазинов райпо) и проверила, как расставлена и маркирована молочная продукция на полках.
«Две полки». Отныне это главный принцип расстановки молочной продукции. На одной - только натуральные, сделанные из молока, на другой - продукция с использованием растительных жиров. 
- Потребитель должен визуально отличать два вида молочки, - говорит Л. Янченко. - Согласно новому постановлению правительства в магазине должно быть объявление для потребителя, где написано, что «здесь представлены товары молочные, без заменителя молочного жира», а на соседней полке - «продукция с заменителем молочного жира».
Постановление вступило в силу три месяца назад, но, к сожалению, не во всех магазинах мы обнаружили отдельные полки. Возможно, технически молочные продукты находятся на разных полках, но они настолько близко стоят друг к другу, что различить их визуально просто невозможно. Самое большее, на что пошла торговля, это надписи на ценниках,  где в лучшем случае есть слова «продукт без заменителя молочного жира», а в худшем - «БЗМЖ» и «СЗМЖ». Эта аббревиатура есть практически во всех магазинах. Первая означает, что продукт без заменителя молочного жира, вторая - с содержанием заменителя молочного жира. Но не везде в магазинах повесили плакаты, объясняющие, что означают  эти четыре буквы СЗМЖ и БЗМЖ. Или повесили, но не туда. Например, в магазине «Пятерочка» плакат, сообщающий, что продукт содержит заменители молочного жира, располагался под полкой с кетчупом, ниже плаката - холодильник с рыбой. Не совсем понятно, какой продукт имели в виду продавцы, вешая плакат. С этим вопросом мы обратились к директору магазина О.В. Потапенковой, на что получили простой ответ:
- Раньше здесь стоял холодильник с мороженым, которому и соответствовала надпись, но потом его переместили в другое место, а плакат не успели перевесить.
Смутила нас и аббревиатура БЗМЖ на ценнике растительного продукта Nemoloko. На что  Ольга Владимировна пояснила, что они не сами пишут ценники, им их присылают по электронной почте. В магазине их распечатывают и вешают в соответствии с продуктом.
В нескольких магазинах мы не нашли и пресловутых  четырех букв. На вопрос, почему нет, продавцы говорили, что вывески помялись или порвались, и торопливо обещали, что они вот-вот появятся.
- В действительности продавцам четко не прописали, каким именно должно быть деление на полках, какой величины и формата  должна быть предупредительная надпись. В постановлении не прописаны обязательные требования, они носят лишь рекомендательный характер. Организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить способы, позволяющие визуально отделить молочные, молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов, и пока они  умело пользуются ситуацией, - пояснила Любовь Григорьевна. 
Однако некоторые магазины все-таки нашли эффективный способ ориентировать покупателя. В магазине «Новая Легенда» к новым правилам подошли креативно. Развесили цветные ценники и таблички с надписью «продукты с заменителями молочного жира». Аналогичные надписи имеются и по периметру молочного отдела.
Требование визуально обозначить продукты исполнено не формально, однако на практике запутаться очень легко и здесь. Более того, потребитель может и не обратить на это внимание. В этом  мы убедились, поговорив с покупателями. А ведь главная идея разделения полок - дать потребителю более быстрый обоснованный выбор.
Если вчитываться во все составы продуктов самому потребителю, он может разобраться, однако не все имеют время, возможность это сделать, кто-то не может читать мелкий шрифт на этикетках.
- Постановление правительства, которое установило новые правила выкладки молочной продукции, должно помочь потребителю быстро сделать обоснованный выбор. Пока что новые правила для торговли молочкой работают не в полной мере. И все-таки хорошо, что начало положено. Очевидный раздел продуктов условно на первый и последний сорт уже сегодня помогает покупателям делать выбор в пользу натуральной продукции, - добавила Л. Янченко.
Конечно, хочется верить, что магазины станут на путь исправления и будут строго подчиняться правилам. Возможно, три месяца слишком маленький срок, чтобы внести столь радикальные изменения в систему выкладки товара, и продавцы еще адаптируются к новым правилам поведения на рынке.
Екатерина Никишкина.