photo 2024 08 05 08 45 30

Спасдеменцы весело отметили один из самых старых профессиональных праздников - День железнодорожника.

Традиция чествовать работников стальных магистралей появилась давно. В прежние годы профессиональный праздник проходил с размахом. Передовики производства получали награды, проходили концерты, массовые гуляния. Коллектив был большой, дружный, сплоченный.
К сожалению, об этом приходится говорить в прошедшем времени. Мало осталось бывших железнодорожников, но есть их дети, которые решили в честь родителей устроить праздник в знак признательности их нелегкого труда. 
Инициатором выступила редактор районной газеты Валентина Фитисова, дочь железнодорожников. Ее поддержали Елена Серегина, Людмила Кравцова (Минюкова) и другие. Инициативу подхватили работники районного Дома культуры. Они организовали праздничный концерт на природе.
У памятника воинам-освободителям собрались люди разных возрастов. Место очень красивое, погода стояла прекрасная. Одним словом, все способствовало праздничной атмосфере. Творческий коллектив не только развлекал зрителей, но и подготовил интересный сценарий с рассказом об истории и традициях праздника.
Собравшиеся обменивались впечатлениями, делились воспоминаниями. Старожилы вспоминали, как первопроходцы жили в бараках без всяких удобств. Потом организация СМП стала строить дома для железнодорожников. Первым построили дом №37, потом №7, потом №16 и так далее. Особенно бурное строительство шло в начале 60-х годов. Вспомнили партийную и боевую комсомольскую организации, сильную футбольную команду, как зимой заливали каток. А разве забудешь праздничные демонстрации, когда шла самая большая колонна железнодорожников, в нее вливались коллективы других предприятий и организаций. Железнодорожный узел имел депо, ПЧ, НГЧ, водоканал, электростанцию, амбулаторию, столовую, магазины, детский сад, баню, клуб, школу и другие структуры.
 Интересные факты
- Самая длинная железная дорога в России - Транссибирская магистраль. Ее протяженность свыше 9000 км.
- Ежегодно поезда перевозят более 1 млрд пассажиров.
- После открытия железной дороги в первые сутки проезд был бесплатный. Люди боялись ездить на поезде, им привычнее казалось передвижение на лошадях.
- Первый русский паровоз был создан в 1833 году крепостными крестьянами. Он возил грузы до 3,2 тысячи тонн и отличался инновационными конструктивными особенностями. При этом его скорость была 16 км/час. 
- Мы были молодые, задорные, трудолюбивые, - поделилась воспоминаниями Елена Николаевна Серегина, бывший учитель железнодорожной школы. - Когда получали квартиры в новых домах, сразу сажали во дворах деревья, разбивали клумбы. Теперь вместе  с домами постарели и мы. Во многих домах люди живут в двух-трех квартирах, остальные пустуют.
Ветераны вспоминали династии железнодорожников - Луневых, Сорокиных, Ковалевых, Леоничевых и других. На мероприятии присутствовала Людмила Федоровна Иванова, много лет отработавшая начальником станции. Она представляет четвертое поколение работников стальных магистралей. У Ольги Александровны Балясниковой на железной дороге трудились прадед, дед и отец. На празднике присутствовала Наталья Павлова. Ее отец Виталий Михайлович Иванов приехал в Спас-Деменск молодым специалистом. Долгие годы работал секретарем партийной организации. Про каждую семью можно рассказывать отдельно, как трудились не покладая рук, растили детей, держали огороды и подсобное хозяйство.
Похвально, что дети и внуки помнят труд своих родителей. Сколько радости было на их лицах от встреч, воспоминаний. Они делились впечатлениями, делали снимки на память, танцевали и пели вместе с самодеятельными артистами. Творческий коллектив настолько увлек зрителей своим выступлением, что никто не смог усидеть на месте. Потомки железнодорожников весело отплясывали в такт музыки. Получился добрый, веселый, душевный праздник.
- Рассказывайте своим детям и внукам об их дедах и прадедах, проживших нелегкую жизнь, посвятивших ее героическому труду, - призвала Е.Н. Серегина присутствовавших. - Память о наших предках должна жить в веках.
 
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА. 
Фото автора.