Когда еду в гости к родственникам из Спас-Деменска в Смоленск по железной дороге, по пути вижу много станций, больших и маленьких. Наша станция Спас-Деменск тоже интересная и большая.
Мне захотелось побольше узнать о нашей железной дороге, о своем прадедушке Николае Григорьевиче Конькове. А еще захотелось рассказать об этом другим людям: своим одноклассникам, знакомым - всем, кому небезразлична история родного края.
Спас-Деменск расположен в 197 км на запад от Калуги на линии железной дороги Смоленск - Сухиничи. В девяти км от города проходит шоссе из Москвы на Брест. Местные жители называют его Варшавским.
Местечко Спас-Деменское славилось своими ярмарками, так как лежало на большом гужевом пути из Центрального района к пристаням Поречья. Ярмарки служили главным пунктом торговли рогожами и лесом. Богатые купцы строили себе дома на главной дороге, проходящей через все поселение. Раньше наш Спас-Деменск назывался местечком. Его население составляло около 4 000 человек. Основным видом транспорта был гужевой, то есть на лошадях. А перевозить большое количество пассажиров на лошадях было трудно. Вот тогда и построили железную дорогу. С этого времени вся нагрузка по перевозкам легла на неё.
В 1917 году местечко Спас-Деменское было преобразовано в город Спас-Деменск.
Здание вокзала было построено в декабре 1899 года, значит сегодня ему как раз 120 лет. Я заметила, что многие здания станций похожи. Наверное, это потому, что строили их одновременно с прокладкой железной дороги.
В последних числах апреля 2011 года в Спас-Деменске случился переполох: только что отремонтированное здание железнодорожного вокзала задрапировали под станцию военных лет, привокзальная площадь заполнилась отрядами ополченцев с винтовками за плечами, беженцами, старыми полуторками и тягачами.
Все эти приготовления вызвали неподдельный интерес жителей города, потому что шли съемки фильма «Жизнь и судьба». Много любопытных собралось у пыхтящего паром локомотива. Его специально пригнали для съемок из Рославля, где располагается база «законсервированных» до нужных времен паровозов. Звонкий не по возрасту гудок «старичка» раздавался далеко окрест, а старые железнодорожники с умилением взирали на внушительную громадину, вспоминая юность.
Труд обслуживающего персонала паровоза был тяжёл. Кочегару нужно было кидать уголь в топку паровоза, а машинисту управлять машиной, находясь на открытой площадке, не защищенной ни от осадков, ни от ветра.
У каждого из нас есть своя родословная, которую мы обязаны знать. Мой прадедушка Николай Григорьевич Коньков был машинистом. Ездил на более совершенных машинах, но всё равно очень больших. Такая махина весила около ста тонн. Он мог принять состав и вести его на Смоленск в любое время суток. Поэтому он всегда должен был быть на месте и готов к поездке. Дед даже свой организм приучил засыпать и просыпаться в нужный момент без всяких занятий йогой.
Придя в июле 1944 года кочегаром на паровоз, прадедушка Коля остался верен транспорту до конца. Труд любого члена паровозной бригады - кочегара, помощника, машиниста - был неимоверно тяжелым. Надо было быть не только физически сильным человеком, но и морально, нравственно, психологически выносливым. Прадед прошёл путь от кочегара до машиниста-инструктора и выполнял разные работы: следил за топкой и подкидывал уголь, подкачивал воду, проверял и смазывал узлы паровоза. Управлял сложной машиной, думая о том, как провести состав по участку строго по графику следования, ведь все остановки, скорость движения на подъемах и спусках каждого километра записывались датчиком скоростемера на специальной ленте. И каждая поездка потом разбиралась по этим записям. Маленькое пространство кабины источало жар и продувалось сквозняками. 6-8 часов организм людей и механизм машины находились в напряжении. Короткий отдых в Сухиничах или Смоленске-Сортировочном - и в обратный путь домой (как говорил прадед, он казался короче). Но бригада не сразу покидала депо. Нужно было сдать и подготовить машину к следующему рейсу.
Бабушка до сих пор удивляется, как ее отец мог заставить себя отключаться, засыпая в любое время суток, а получив отдых, проснуться точно в назначенное время, чтобы успеть собраться в поездку.
По ее рассказам, он был красив, статен, аккуратен и в облике, и в делах. Ей нравилась его железнодорожная форма. У каждого паровозника в депо имелся шкафчик со сменной одеждой, а обязательной принадлежностью экипировки был рабочий чемоданчик. Бабушке Вале с ее сестрой этот чемоданчик был интересен одним - подарком. Из Смоленска отец никогда не возвращался без гостинца для девочек. Сверху ключей, отвёрток и других железок лежали завёрнутый в газету батон (тоже подарок по тем временам), бублик или конфеты. Пропахшие машинным маслом и железками, они все равно казались самыми вкусными лакомствами на свете.
По словам бабушки, прадедушка учился всю жизнь: в дортехшколах в Калуге, Курске, повышал квалификацию в Москве. Он освоил тепловозы, электровозы, дизель-поезда. Дед был политически грамотным и подкованным человеком, ведь их партийная организация считалась самой крепкой в районе. Поэтому политические и технические занятия являлись обязательной составляющей жизни деповцев. Установившийся ритм существования железнодорожного узла требовал от каждого строгого самоконтроля и самоотдачи. А ведь в пути случались и поломки, и аварии, и ЧП пострашнее.
Вся трудовая книжка прадеда исписана поощрениями и благодарностями за выполнение социалистических обязательств и вождение тяжеловесных составов, которые были под силу не каждой бригаде. Это зависило от опыта, сноровки, знаний машиниста и даже от умения предвидеть ситуацию на любом отрезке пути.
Железнодорожники в Спас-Деменске были на особом счету. Они строили жилые дома и учреждения, помогали подшефным совхозам, имели свой клуб, библиотеку, столовую, поликлинику, духовой оркестр. Они широко отмечали профессиональный праздник. И жизнь многих семей, в том числе и нашей (Коньковых), зависела от развития и процветания этой важной в те годы отрасли.
В начале XX века в Спас-Деменском были построены и действовали храм, школа, больница, железнодорожная станция с депо и вокзалом. Инициатором в прокладке железной дороги выступило местное купечество. Подготовительные работы начались уже осенью того же года, а основные развернулись летом 1898 года. За два года были возведены все производственные здания: депо, вокзал, путевые постройки; подведены все коммуникации, выполнен огромный объем работ по строительству самого пути. По всей видимости, в это время и началась разработка карьера и добыча песка и гравия, необходимого для железнодорожных насыпей (старый карьер).
15 сентября 1899 года линию предъявили к освидетельствованию, и с 25 по 31 октября комиссия министерства путей сообщения приняла линию к эксплуатации. 31 октября 1899 года считается датой сдачи в эксплуатацию депо станции Спас-Деменск тогдашней Рязано-Уральской железной доги. Пассажирское движение на участке Данков - Смоленск было открыто 21 декабря того же года.
С открытием железной дороги в купеческий Спас-Деменск пришел рабочий класс. Как показали дальнейшие события, именно в железнодорожном депо в 1917 году образовалась большевистская ячейка. В её состав вошли конторщики депо братья Петр и Михаил Аристовы, конторщик склада топлива И.В. Портнов, слесарь Н. Мясник, смотритель склада топлива Е.И. Железняк и другие.
И потом, в последующее время железнодорожники задавали положительный тон в жизни Спас-Деменска. Они вносили разнообразие в тихую жизнь маленького городка. Именно по инициативе железнодорожников началось строительство нового района, который стал называться Черемушки, а ныне улица Освободителей.
К сожалению, уже десятки бывших железнодорожников ушли из жизни. Замерло и движение поездов. Ликвидированы многие службы и организации. А вот пути стали намного надежнее. Уложены на щебенку железобетонные шпалы, прочные рельсы. Повысились безопасность и скорость движения. Остались путейцы, электромеханики, люди, обеспечивающие движение все-таки имеющихся междугородних и пригородных дизель-поездов, погрузку и отправку леса и продукции карьера.
Здание вокзала остаётся визитной карточкой города. Здесь прошел большой ремонт, убрали старое багажное отделение, расчистили территорию, установили новое ограждение.
Я очень люблю свою малую родину - русский городок Спас-Деменск, где родилась и живу. Мне интересна история железной дороги, потому что на ней всю свою жизнь проработал мой прадед Николай Григорьевич Коньков. Очень интересно было слушать рассказ моей бабушки про ее отца. Я ощутила, что горжусь своим прадедом, его поистине героическим отношением к труду железнодорожника.
И еще у меня есть мечта, чтобы мой город рос, и вместе с ним возрастало и значение железной дороги. Чтобы через нашу станцию проходило все больше и больше поездов.
Полина ФИТИСОВА.
Фото из семейного архива и архива районной газеты.