Юрий Васильевич Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей) - советский ученый, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне. Эти расчеты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 году Ю.В. Кондратюком траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка». Тогда, на рубеже 60-70-х годов имя Ю. В.  Кондратюка - одного из пионеров космонавтики - стало известно во всем мире. 

Судьба Ю. В. Кондратюка удивительна и трагична. Он был самоучкой, но сейчас его работы признаны во всем мире, и он по праву стоит в ряду пионеров мировой космонавтики.
Родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве. Мать Людмила Львовна, учительница географии и французского языка, убежденная революционерка, вскоре после рождения Саши тяжело заболела и была помещена в частную лечебницу для душевнобольных, где и скончалась. 
Отец Игнатий Бенедиктович Шаргей, студент Киевского университета, участвовал в студенческих демонстрациях протеста, за что был исключен из университета. Пытался продолжить образование в Германии,  позже учился в Петербургском университете.
Примерно с 1907 года Саша жил вместе с отцом в Петербурге и учился в начальных классах в одной из гимназий на Васильевском острове. После смерти отца в 1910 году 13-летний Саша остался на воспитании у бабушки Е. К. Даценко и крестного отца, которые заменили ему родителей.
Он обладал удивительными способностями в области математики и других точных наук. 
Увлечение фантастикой переросло в серьезную научную работу, для ведения которой необходимо было владеть высшими разделами математики, физики и химии, и он самостоятельно овладевает этим. По поводу своих увлечений проблемой межпланетных полетов он позже писал К. Э. Циолковскому: «Над вопросами межпланетного сообщения я работаю уже 12 лет. С 16-летнего возраста, с тех пор как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни».  Увлекшись мыслью полета в космическое пространство, он работал над этой проблемой систематически и упорно, мог часами просиживать над эскизами и вычислениями.
Успешно окончив гимназию, поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Однако получить высшее образование талантливому юноше не удалось. Уже третий год шла первая мировая война, и в ноябре того же года он был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из юнкерских училищ Петрограда.
Освоение военного дела не интересовало юношу, он продолжает разрабатывать увлекшую его еще в гимназии проблему межпланетных сообщений. 
Таким образом, Александр Шаргей, будучи 16-19-летним юношей-гимназистом, не имея высшего образования, самостоятельно логически и научно-технически обосновал возможность и необходимость завоевания космического пространства в мирных целях.
Закончив краткосрочное военное обучение, Александр Шаргей получает звание прапорщика и направляется на Кавказский фронт, в войска, действующие на территории Турции. Военная служба продолжалась недолго, так как вскоре произошла Великая Октябрьская революция. После нее как офицер царской армии был мобилизован в Белую армию, но при первой возможности дезертировал. 
В конце 1918 года А. Шаргей прибывает в Киев, работает электриком, грузчиком, слесарем, репетитором и т.п. После годичного перерыва в работе над первой рукописью по межпланетным сообщениям приходит к выводу о необходимости написания более совершенного труда и немедленно принимается за работу. К осени 1919 года он заканчивает вторую рукопись под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить».
В ноябре 1919 года вновь насильно мобилизуется в Белую армию Деникина, но бежит из нее.
Когда большевики прочно обосновались у власти, Александр Шаргей понял, чем грозит ему прошлое бывшего царского офицера. Благодаря настойчивым просьбам мачехи Е. Кареевой, которая любила своего пасынка и переживала за его дальнейшую судьбу, 15 августа 1921 года Александр Шаргей стал Юрием Васильевичем Кондратюком, 1900 года рождения, уроженцем г. Луцка Волынской губернии.
Настоящий Ю.В. Кондратюк, будучи студентом Киевского университета, скончался от туберкулеза легких. Мачеха уговорила его родного брата передать документы умершего своему пасынку. Эту тайну знали всего несколько человек и хранили ее долгие годы. Елена Петровна Кареева сообщила эту тайну дочери Нине лишь перед своей смертью. В 1977 г. Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания Специальной комиссии об обстоятельствах смены имени и фамилии ее сводным братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.
А новоиспеченный Кондратюк работал на Украине, Кубани, Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и кончая механиком на элеваторе. В августе 1927 года его пригласили в Новосибирск, назначили техником по механизации и реконструкции зерновых складов в элеваторном отделе краевой конторы «Хлебопродукт». Здесь ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «мастодонт» - зернохранилище на 10000 тонн, построенное без единого гвоздя).
В 1929 г. он издал в Новосибирске на собственные средства книгу «Завоевание межпланетных пространств». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»).
В июле 1930 года Ю.В. Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. 10 мая 1931 г. его осудили на три года лагерей (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления уже в 1970 году).  
В апреле 1932 года по представлению Наркомата тяжелой промышленности Ю. В. Кондратюк освобождается из ссылки. Вскоре он получает предложение участвовать в конкурсе проекта мощной ветроэлектро-станции в Крыму, разрабатываемого по инициативе наркома С.К. Орджоникидзе. Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К. Горчаковым, а позднее к проекту были привлечены инженер Н. В. Никитин и техник-строитель Б. А. Злобин. Эскизный проект Крымской ВЭС был закончен в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву.  На конкурсе проект был признан лучшим.
В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму начинается строительство станции. Но уже в 1938 г. руководство Главэнерго принимает решение о прекращении строительства этой ВЭС и вообще мощных ВЭС. 
У Кондратюка в это время не было своей квартиры в Крыму, поэтому приходилось скитаться по углам, по съемным квартирам. Опасаясь за судьбу своих рукописей по межпланетным сообщениям, он передал их на хранение Б. Н. Воробьеву - издателю, редактору, биографу и хранителю творческого наследия К.Э. Циолковского. 5 сентября 1938 г. Ю. В. Кондратюк направляет свою книгу «Завоевания межпланетных пространств» в Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге, сопроводив ее следующей дарственной надписью: «Музею Циолковского в Калуге. Направляю Вам свою книжку с просьбой включить ее в экспозицию музея начинателя идей межпланетных сообщений. Юр. Кондратюк. 5.09.38 г.».
В сентябре 1939 года учреждается Проектно-экспериментальная контора по ветроэлектрическим станциям (ПЭКВЭС) при ТЭПе Главэнерго НКЭП СССР. Ю. В. Кондратюк работает начальником проектного отдела ПЭКВЭС и руководит проектированием маломощных ветроэлектростанций.
С началом Великой Отечественной войны некоторые сотрудники ПЭКВЭС сразу же были призваны в Красную Армию. 6 июля 1941 года было объявлено о том, что начался призыв в народное ополчение Москвы. Все сотрудники конторы, способные носить оружие, около 30 человек, в числе которых был Ю. В. Кондратюк, записались ополченцами-добровольцами Киевского района Москвы. Почти все сотрудники ПЭКВЭС были зачислены в роту связи стрелкового полка дивизии. 
Поздно вечером того же дня полк двинулся по Можайскому шоссе на запад, навстречу быстро приближающемуся фронту. Примерно в середине августа 1941 г. сформированная дивизия, в составе которой находились и ополченцы, по тревоге сосредоточилась на торфяниках северо-восточнее г. Кирова Смоленской области (ныне Калужской). После полного формирования Киевская ополченческая дивизия стала называться 21-я дивизия народного ополчения г. Москвы.
Из воспоминаний мл. лейтенанта Романенко Б.И., бывшего однополчанина Ю. В. Кондратюка: «Вечером 30 сентября 1941 года меня срочно вызвали с огневых позиций в штаб стрелкового полка, где я встретился с Ю.В. Кондратюком.  Он был на боевом посту у штаба полка и поддерживал связь между штабом полка и командным пунктом одного из батальонов. Мы были рады встрече, так как уже более месяца не встречались, находясь каждый в расположении своих боевых подразделений. Это была наша последняя встреча».
Прорвав 2 октября 1941 года Западный фронт на рубеже реки Десны, фашистские танки уже 3 октября вошли в соприкосновение с боевыми порядками 21-й дивизии. Против дивизии была брошена многочисленная авиация и сотни танков в сопровождении мотопехоты. Не имея ни танков, ни самолетов, дивизия грудью, в прямом смысле этого слова, отстаивала каждую пядь нашей земли, преграждая путь фашистским полчищам к Москве.
Ожесточенный бой дивизии 3 октября 1941 года длился до поздней ночи. В тот же день во время одного из боев была повреждена проводная телефонная связь между одним из батальонов и штабом полка. Ю.В. Кондратюк, отыскивая место обрыва, погиб в этом бою.
В соседнем с нами Кирове на воинском кладбище, что на улице Красный Бор, на памятнике советским воинам высечено имя Юрия Васильевича Кондратюка - красноармейца роты связи («гения в обмотках», как сказал о нем Олесь Гончар).
Судьба распорядилась так, что прах двух великих теоретиков космонавтики - К.Э. Циолковского и Ю.В. Кондратюка - покоится на священной Калужской земле.
Е. Баринова, 
экскурсовод ВИМ
«Зайцева Гора».