В клубе "Ветеран" прошло мероприятие, посвященное Всесоюзным ударным комсомольским стройкам
Юность комсомольская моя
Мероприятие подготовили и провели библиотекарь абонемента Татьяна Горшкова и библиотекарь читального зала Ирина Агеева. Они всегда желанные гости у ветеранов, потому как знают, чем их заинтересовать, что им близко по духу. Комсомол и великие стройки - эти понятия не разделимы. Комсомольцами были все присутствовавшие на встрече, а ветераны Елена Ероновна Ложкина и Елена Ивановна Ковалева - непосредственные участницы великих строек. Это о них и их товарищах сложены стихи, песни, написаны книги, сняты прекрасные фильмы, которые мы до сих пор смотрим с волнением. Они самоотверженно трудились, жили в вагончиках. Среди первостроителей БАМа была Елена Ложкина, а Елена Ковалева строила известный трубопровод Самотлорнефтегаз. Вот такие героические женщины присутствовали на встрече. Стройка являлась для них школой жизни.
Нам за молодость нашу не стыдно.
Пусть потомки завидуют нам.
Есть на свете красавица Тында,
Есть дорога в грядущее БАМ.
Эти строки принадлежат перу Геннадия Кузьмина и очень созвучны с их характерами.
Татьяна Петровна Горшкова предложила присутствовавшим вспомнить историю нашей молодой советской страны. Перед ней стояла задача - восстановить то, что разрушено и построить современное индустриальное государство. Комсомол не мог остаться в стороне от тех грандиозных планов, которые наметила партия. Молодой задор, стремление принести пользу Отечеству, патриотизм, граничащий с подвигом, с самопожертвованием - все это помогло молодой стране Советов осуществить грандиозные по масштабам стройки.
- Первой стало строительство Волховской ГЭС, за ней последовали Магнитогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, строительство города Комсомольск-на-Амуре, первой очереди Московского метрополитена, Уралмаш, Сельмаш и другие, - напомнила библиотекарь. - Конец 20-х, начало 30-х годов были эпохой строителей, энтузиастов, величайших оптимистов, а также эпохой великого творческого взлета. Время шло вперед. В 50-60-е годы Всесоюзными ударными комсомольскими стройками были объявлены строительство Братской ГЭС, Каховской, Волжской, Красноярской, Белоярской. Строили атомные электростанции, нефтяные и газовые магистрали, железнодорожные линии, а также алюминиевые, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие заводы. Только в 1966-1970 годах с помощью ударных комсомольских строек ввели в строй около 1500 важных объектов. Началось покорение гигантских рек Сибири, освоение новых месторождений и целинных земель Казахстана и Алтая. С 1956 года советская молодежь отправилась на Крайний Север и в восточные районы страны. Неугомонные, молодые, задорные парни и девушки осваивали необжитые места. Юлия Друнина писала: "Город начинается с палаток, с неуюта, с песни молодой и с того, что бегают ребята по утрам на речку за водой".
- Комсомольская стройка - это не просто название. Это был знак, символ ответственности и качества, а если это был сверхважный строительный объект, то он получал звание Всесоюзной ударной комсомольской стройки, - подчеркнула Т. Горшкова. - И большинство таких объектов находилось не просто в отдаленных, а в труднодоступных и малообжитых районах. Но партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!
Через ряды комсомола за годы его существования прошли более 160 млн человек. Это результат порыва молодых сердец, для которых государственные интересы были выше личных. А на знамени ВЛКСМ появились шесть орденов. Летопись героических дел комсомола бесконечна.
- Время порой меняет наше отношение, представление к тому или иному мнению. То, что было нормой жизни, кажется фантастическим. Но как бы далеко мы ни отходили от первых пятилеток, от людей, которые создавали Магнитку, Днепрогэс, никогда не исчезнет наше восхищение той эпохой и ее людьми - комсомольцами, коммунистами, строителями, творцами, энтузиастами! - подытожила разговор Татьяна Петровна.
…Слышишь, время гудит - БАМ!
Люди старшего поколения, собравшиеся в зале, хорошо помнят эту песню, ставшую символом - гимном для строителей БАМа. В этом году исполнилось 50 лет началу одной из самых масштабных ударных комсомольских строек страны Советов. О том, что 8 июля Байкало-Амурская магистраль отметила юбилей, напомнила слушателям библиотекарь читального зала Ирина Агеева.
- 50 лет назад стартовал основной этап ее строительства - ударная комсомольская стройка. В результате появилась одна из самых протяженных дорог в мире. Сегодня БАМ входит в число важнейших транспортных артерий России, ее работа влияет на экономику всей страны. И это только начало.
Ирина Анатольевна подробно рассказала обо всех этапах стройки, при этом подчеркнула особый характер строителей БАМа, межкультурную толерантность, которая до сих пор там имеет место быть.
- Представьте себе, как молодые люди из теплых мест приехали строить "светлое будущее" не просто на пустом месте, а среди тайги, холода и бездорожья, - обратилась она к слушателям. - Нужно было рубить просеки, делать другую тяжелую работу. Вряд ли первостроителей БАМа манили только материальные перспективы. Многими из них руководили именно энтузиазм и жажда созидания.
Западные идеологи считают, что такой богатый край, как Сибирь, должен принадлежать миру, а не только России, это слишком жирный для нее кусок. К счастью, вся эта оголтелая русофобия стала медленно уходить в прошлое. Отношение к БАМу меняется в лучшую строну. Оказывается, БАМ очень даже востребован, но на современном этапе этого недостаточно. Президент России заявил, что надо готовить новый проект - "БАМ-2".
Поэты и писатели не жалели для БАМа метафор и эпитетов. Но ничто не могло сравниться с силой воздействия популярной песни. Не одно десятилетие минуло с той поры, а песни - свидетельство эпохи великой стройки, живут и поныне.
В подтверждение этих слов ветераны с большим чувством исполнили свои любимые песни о комсомоле, о БАМе.
Комсомольцы-добровольцы,
Мы сильны нашей верною дружбой!
Сквозь огонь мы пойдем, если нужно,
Открывать молодые пути!
Пели седовласые ветераны, а глаза их светились молодым задором, потому что годы - это не дата в паспорте, а состояние души.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора.