По данным Центробанка, с начала пандемии активность телефонных мошенников выросла в 4 раза. Разговор с жертвой обычно начинается с сообщения, что неизвестные пытаются снять деньги со счета, и надо предпринять срочно какие-то действия. В целом мошенники используют около 20 схем по выводу денег со счетов граждан и каждый раз придумывают все новые уловки.

В одной из схем, зафиксированных в Калужской области, мошенники придумали, как еще более убедительно доказать жертве, что звонят из «банка». Они маскируются под  официальную СМС-рассылку банка.

  Сначала злоумышленник связывается с клиентом банка, представляется сотрудником службы безопасности, и сообщает о несанкционированной операции и неудачных попытках входа в интернет-банк.

Чтобы «обезопасить» средства, мошенник предлагает жертве открыть резервный или безопасный счет в банке, но для этого просит пройти «верификацию» — назвать номер банковской карты и другие конфиденциальные данные.

Если жертва отказывается, мошенник предлагает удостовериться, что он действительно является сотрудником банка,  и сообщает, что в подтверждение слов направит СМС из банка. Жертва в этот же момент действительно получает сообщение с официального номера банка и код для подтверждения номера.

Дело в том, что в это время мошенник от имени жертвы оставляет онлайн-заявку на какую-либо услугу, например, на открытие счета для индивидуальных предпринимателей. Получив заявку, банк высылает СМС для подтверждения запроса и код.

 

Мошенник обращает внимание жертвы на то, что данный код ему сообщать не нужно, так как это «секретная информация», и по-настоящему злоумышленникам она совершенно не нужна. Просто, таким образом он ещё больше вводит жертву в заблуждение и втирается к ней в доверие. После этого гражданин уже без сомнений выполняет все указания мошенника и сообщает данные карты.

 

- Как только звонящий представляется сотрудником банка и говорит о подозрительных операциях с вашим счетом и просит совершить какие-либо действия по его указанию, либо назвать конфиденциальные данные, прервите разговор, положите трубку и позвоните в банк самостоятельно. Звоните по официальному номеру, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте банка и уточните, все ли в порядке с вашим счетом и картой. Сотрудник колл-центра все перепроверит и разъяснит ситуацию. Если же клиент банка поверит мошеннику и все-таки выдаст ему конфиденциальную информацию (на обратной стороне карты CVC/CVV-код, коды из СМС и ПИН-коды), то не сможет вернуть деньги, ведь он сам передал ее злоумышленнику, - сообщил начальник отдела безопасности Калужского отделения Банка России Павел Кузнецов.