Места боевой славы... Разбросаны они по всей территории многострадальной Родины нашей, отмеченные воинскими обелисками и братскими могилами. На окраине многих деревень и сейчас располагаются могилы воинов, отдавших жизнь за освобождение. Но не стало деревни, и стоят осиротевшими обелиски и памятники, навещаемые лишь по праздникам, а разве не взывают к нам души тех, кто лежит под этими обелисками. Разве не должны мы помнить о них и потомкам своим наказать, чтобы помнили!
Накануне Дня России 11 июня администрация Спас-Деменского района, Союз добровольцев России, организация «Экологическая и патриотическая инициатива», ООО «Реммонтаж», ООО «Леспромтоп» при поддержке отдела соцзащиты провели акцию «Помните нас!», в результате которой большая группа добровольцев совершила поход по местам боевой славы от села Лазинки до Гнездиловской высоты через деревни Хотиловку, Высокое и Слузну.

…Теплым солнечным утром на городской площади перед зданием администрации собрались участники похода. Представители Союза добровольцев России М. Чупринин и О. Баркова привезли из Кирова воспитанников воскресной школы - детей от 5 до 14 лет. С ними приехала матушка-настоятельница и многодетная семья: папа, мама и трое детишек. Пришли мы с сестрой и двое наших внуков. Присоединились к нам пять студенток третьего курса биофака КГУ со своей руководительницей. Набралось не менее тридцати человек в возрасте от трех до 74 лет. Провожал участников похода глава администрации МР «Спас-Деменский район» В. А. Бузанов. На площади было шумно, весело, люди шутили, смеялись, подначивали друг друга, и настроение у всех было боевое. Владимир Анатольевич пожелал участникам удачи, стойкости и сил.
Небольшая группа добровольцев во главе с Оксаной Барковой и Галиной Беркутовой отправились на Гнездиловскую высоту готовить нам финишную встречу. Ну а мы погрузились в автобус и отправились в Лазинки. Здесь у памятника над братской могилой состоялся небольшой митинг. Михаил Чупринин рассказал, что захоронение это создано в 1956 году. Сюда перезахоронили останки бойцов из могил, расположенных в окрестностях Лазинок. Всего в этом захоронении около трех тысяч человек. Мы склонили головы и помолчали, возложили алые гвоздики. Так начался наш поход.
А дальше был переход от Лазинок до Хотиловки. Все шли бодро, никто не ныл. Трехлетний Мишенька почти весь путь до Хотиловки бежал бегом, изображая зайчика, удирающего от волка, коим был его папа. Так что малыш и не почувствовал, как преодолел первые четыре километра. Студенты-биологи описывали на диктофон флору местности, по которой проходили, специальным прибором фиксировали пройденное группой расстояние.
В Хотиловке у озера сделали привал. Нет больше деревни Хотиловка, даже следов пребывания здесь человека не видно. Густые заросли, трава по пояс, а озеро дикое и таинственное. Привал был коротким. Попили воды и пошли дальше.
Впереди нас ждала деревня Высокое. Дорога становилась все труднее. Обочины заросли травой и кустарником, а на самой дороге приходилось преодолевать глубокие колеи - того и гляди, ногу подвернешь. Самый младший доброволец теперь ехал у папы на плечах. Все остальные мужественно преодолевали трудности. Ребята рассказывали нам о своих воевавших прадедах, их наградах, о своем участии в акции «Бессмертный полк». Так за разговорами и дошли до Высокого.
- Действительно, Высокое, - подумала я, озирая бескрайние леса и перелески, уходящие к горизонту.
А впереди, за хороводом лип, сомкнувшихся кронами, словно гигантский шатер, скрывалось воинское захоронение. Усталые путники присели на удобные деревянные скамейки, установленные вдоль новой ограды. Здесь мы впервые познакомились с полевой почтой, и каждый желающий оставил в специальном блокноте запись о своем посещении этого священного места. Судя по записям в блокноте, видно было, что народная тропа к братской могиле не зарастает. Заходят сюда охотники, посещают эти места студенты, что приезжают из Москвы на полевую практику в Лазинки, представители Союза добровольцев России также приходят сюда, чтобы провести трудовой десант и поклониться памяти павших. Мы возложили венки и цветы. Теперь наш путь лежал на Слузну.
Это был самый трудный участок маршрута. В лесу дорогу перегородило упавшее дерево, обойти которое не было возможности. Так и продирались сквозь его крону, перелезая через толстые ветки и проползая под тонкими. И все старались помочь друг другу, подставить плечо, подать руку. Маленький Мишутка так устал, что уснул у отца на плече. Правда, после получасового сна он снова был свеж и бодр, как в начале маршрута. Глядя на него, остальным было бы стыдно жаловаться на усталость. А впереди ждала переправа через речку Слузнянку. Бобры построили на ней плотину. Старшие добровольцы загодя положили через речку бревно. Ребятишки посмелее побежали по бобровой плотине, а остальные переправлялись по бревну, опираясь на крепкие жердины. Малышей Николай Маренков перевез на своем УАЗике. Пожалуй, эта переправа стала самым захватывающим приключением в нашем походе.
Вот и Слузна! Об этом нас известила табличка, установленная слузнянцами на месте, где когда-то была их родная деревня. С любовью оборудованное место отдыха дало приют и нашему усталому отряду: кто расположился на лавочках за столом под навесом, кто присел на огромных валунах, нагретых солнцем, а кто упал навзничь прямо на землю, раскинув руки в разные стороны. И снова мы знакомились с полевой почтой, организованной бывшими жителями деревни. Судя по последним записям, люди здесь были совсем недавно. Мы тоже написали о себе. Короткий отдых закончился, и все подошли к обелиску, что стоял у дороги на Гнездиловскую высоту. Надпись на табличке гласила, что в 1941 году на этом месте были расстреляны фашистами 15 красноармейцев. Под установленной рядом красной звездой прочитали стихи:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
К подножию обелиска возложили венок, рядом легли красные гвоздики. Люди замерли в молчании. Вдруг чей-то голос запел:
Россия - священная наша держава,
И все подхватили:
Россия - любимая наша страна.
Детские и взрослые голоса слились в торжественный и стройный хор. Над землей, где каждая пядь земли окроплена кровью бойцов, сражавшихся за свободу Родины, звучал Гимн России. И в этот миг каждый из нас был переполнен гордостью за свою страну и за свой народ, который невозможно победить.
И вот благодаря такому патриотическому порыву все довольно легко преодолели последние километры пути и достигли Гнездиловской высоты. Здесь нас встречал ветеран поискового движения Юрий Акимов. Он рассказал удивительную историю о том, как на подступах к высоте 333,3 они нашли останки бойца и медаль «За отвагу». По номеру медали установили личность погибшего и нашли его родных в Саратове. Приехавшим в Спас-Деменск родственникам вручили награду героя, а его останки захоронили на Гнездиловской высоте с воинскими почестями. Теперь родные прислали памятную табличку, чтобы увековечить память о своем родном человеке. На табличке надпись:
Скиданов
тишине,
Что ты, мой друг,
читаешь эти строки,
Как лучший дар, как память
обо мне.

Табличку Юрий Акимов прикрепил к пилону. Под ней легли алые гвоздики. Еще одним пропавшим без вести стало меньше.
Участники похода познакомились с мемориалом и возложили венок к памятнику павшим воинам. Затем всем нам торжественно вручили памятные значки с изображением маршрута и названием акции «Помните нас!».
А на лесной поляне всех ждал вкусный обед: горячая из русской печки гречневая каша с тушенкой, ароматный чай и сладости к нему.
Прибор студенток КГУ показал, что мы прошли почти 17 километров. Конечно, все устали, но возвращались счастливые и гордые собой. И самое главное, в душе каждого из нас появилось чувство сопричастности большому и важному делу, которое должно продолжаться и развиваться, передаваясь от поколения к поколению.