Накануне 80-летия со дня освобождения Спас-Деменского района от немецко-фашистских захватчиков мы попросили депутатов Районного Собрания вспомнить историю своей семьи, связанную с Великой Отечественной войной.
Елена Петровна САВЧЕНКОВА, заведующая д/с «Рябинка»:
Отца никогда не видела
-У нас в семье, как в песне поется: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»... Моя мама Мария Петровна Миронова, в девичестве Хучкина, родилась 9 августа 1941 года в Малых Внегощах. Отца своего Петра Андреевича Хучкина она никогда не видела, потому что его призвал Спас-Деменский РВК Калужской области, судя по имеющимся документам, в мае 1941 года. На войне он был связистом, а с мая 1942 года числился без вести пропавшим. На Поклонной горе есть страничка, где размещены его данные.
Беда за бедой
...У моей бабушки Анастасии Павловны было пятеро детей. Когда началась оккупация района, жителей деревень немцы стали угонять в Рославль. Этой участи не избежала и она. Младшие - близнецы (мама с братом) ехали в мешках на корове. Никто не знал, выживут - не выживут. После Рославля их погнали в Белоруссию. Они голодали, кое-как перебивались, кто-то ютил, что-то давал... Там умер один из старших детей.
После освобождения из Белоруссии возвращались домой пешком. В Малых Внегощах их ждало сплошное пепелище. Но приближалась зима. Они вырыли землянку и там жили. Бабушка сразу пошла в колхоз, работала за трудодни. Так как пришло извещение, что дед пропал без вести, а деток было много, колхоз ей помогал, они построили домик.
Потом пришла еще одна беда: утонул в реке второй ребенок. И осталось у моей бабушки трое детей: два сына и дочь - моя мама. Она рассказывала, что было очень тяжело. С едой было так плохо, что и лебеду они ели, и картошку мерзлую, а весной искали на поле «толкачики». Мама говорила: «Как мы жили? Есть было нечего, постоянно были голодные».
На месте старой землянки один из братьев мамы посадил березу.
С болью в сердце
Бабушке моей в 1943 году было 35 лет. Она осталась с детьми одна, пережила столько потерь и лишений! Когда война закончилась, и мужчины стали возвращаться с фронта, дети первыми бежали их встречать, но не каждому из них была подарена радость встречи. А вдовы жили с болью в сердце. Это коснулось и моей бабушки. Переживания закалили ее. Она была сильная духом и вместе с тем очень ласковая и заботливая.
Время было трудное. Моя мама, окончив семь классов, в 14 лет пошла работать - доить коров, ведь за это давали трудодни. Надо было помогать бабушке. Потом маме удалось получить паспорт, и она смогла уехать в Спас-Деменск, где нашла работу, за которую платили деньгами. На свою первую получку купила мешок муки и привезла его домой в Малые Внегощи. Бабушка расплакалась, когда увидела, только и сказала: «Ну все, теперь мы сыты...» Это было самым главным: чтобы дети не голодали. Этим целям служили большой огород и большое хозяйство: корова, теленок, поросята, овцы, утки, куры.
Некоторое время спустя мама устроилась на электростанцию работать уборщицей. Поначалу ее брать не хотели, т.к. она была несовершеннолетней, но кто-то из начальства сказал:
- Ну что ж ты сиротинку не возьмешь, хоть какие-то деньги будет зарабатывать.
Потом мама работала стрелочницей, чуть позднее ее перевели в техконтору. То есть у нее вся жизнь связана с железной дорогой. Сорок с лишним лет трудового стажа! Там она в свое время и будущего мужа встретила - моего отца, жизнь которого тоже всегда была связана с железной дорогой.
Связной-герой
Мой отец трудовой путь начал кочегаром. После учебы стал помощником машиниста, а потом и машинистом. Сам он родом из Куйбышевского района. Своего отца, а моего деда, он часто вспоминал.
Из его рассказов мне известно, что мой дедушка Илья Андреевич Миронов на финской войне потерял руку, поэтому в годы Великой Отечественной на фронт призван не был. Однако он остался верен своей Родине: в своем селе Воронинка Бутчинского сельсовета Куйбышевского района был связным у партизан. Немцы его вычислили и устроили публичную казнь: повесили перед всей деревней на площади. Бабушка тяжело перенесла эту трагедию. Добавил горя и старший сын: приписав себе год, он ушел на фронт, где и погиб.
Бабушке пришлось одной поднимать троих детей. Наверное, это и помогло ей выжить.
В настоящее время в селе Бутчино Куйбышевского района установлен памятник, на котором высечены имена дедушки по отцовской линии и его брата.
Спасибо за труд
Родители вырастили двоих детей, успели отметить золотую свадьбу. Всю жизнь работали. Трудолюбивые, ответственные, постоянно в движении, оба работали на железной дороге, зная цену труду. Ведь раньше движение поездов было более интенсивным: когда 12-13 составов проходило за день, отца в любое время, как говорится, в ночь-полночь, могли вызвать в поездку.
Отца уже нет с нами, маме в этом году исполняется 82 года. Домик, который был построен в Малых Внегощах после войны, до сих пор сохранился, там у нас какое-то время была дача. Рядом с ним, на месте, где когда-то была землянка, растет береза. Как напоминание о том, какое тяжелое бремя досталось на долю наших бабушек, дедушек, родителей.
Родители старались не говорить о войне. Они оберегали нас, а может быть, не хотели вспоминать те ужасы, что довелось им пережить. Они прививали нам любовь к Родине и людям, считали главным качеством человека трудолюбие. А мне не дает покоя мысль, что чувствовала моя бабушка, когда вернулась осенью 1943 года в родную деревню и стояла с малолетними детьми среди пепелища. Как они эту землянку рыли. Как там зимовали. Как вынесли все тяготы и лишения.
Огромное им спасибо за душевную стойкость, неимоверный труд, выдержку, терпение. И низкий поклон.