Надежда Соловьёва вспоминает фестиваль в Сочи и рассказывает о своей работе
Надежда Соловьева закончила КГПУ им. К.Э. Циолковского. По своей специальности учитель истории и обществознания. Чтобы продолжать свою научную деятельность, получила дополнительно психологическое образование. Окончила аспирантуру по психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Школа дебатов
В настоящее время Надежда Александровна работает в Калужском филиале РАНХиГС на кафедре «Управление человеческими ресурсами».
- Я веду дисциплины, которые посвящены психологической подготовке специалистов различного профиля, - рассказывает преподаватель. - Когда я еще училась в вузе и затем в аспирантуре, то активно занималась исследованием процессов понимания студентами-историками исторических текстов, была лауреатом областных стипендий имени Е.Р. Дашковой, С.Т. Шацкого. В преподавании не стою на месте, нахожусь в постоянном поиске эффективных технологий и методов обучения. Сейчас в академии мы реализовываем несколько проектов. Они направлены на то, чтобы помочь современным студентам учиться интересно и с увлечением. Например, у нас родилась идея создания школы дебатов, которую мы продвигаем. С проектом «Школа дебатов» я участвовала в академическом конкурсе лучших практик в г. Москве. При поддержке руководителя социально-психологической службы нашей академии Вячеслава Смирнова мы смогли стать победителями в своей номинации «Игры в обучении» и занять первое место. Руковожу исследовательской работой студентов и сама публикую результаты своих научных изысканий. Это и помогло мне пройти строгий конкурсный отбор для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи.
Форсайт-сессия
- На фестивале вы участвовали в площадке «Будущее науки и глобального образования». Чем она была привлекательной?
- Меня сразу привлекли спикеры, которые там выступали. Запомнился Иван Ященко, директор центра педагогического мастерства «Сириус». Мне, как психологу, интересны его подходы в работе с одаренными детьми, развития их нестандартного мышления.
На протяжении всего фестиваля мы работали на форсайт-сессии. Эта сессия заключалась в том, чтобы выявить и проанализировать тренды в современном мировом образовании. Нам удалось обсудить, как эти тренды отразятся на будущем российского образования, повысится ли конкурентоспособность наших вузов в новых условиях и какими должны быть студенты, чтобы быть успешными в профессиях будущего. Периодически мы проводили мониторинг своих проектов, совершенствовали их с учетом мнения проектных команд из других профессиональных областей. Все дни фестиваля я жила «в потоке» новых идей и мнений, почерпнутых из многочисленных панельных дискуссий, круглых столов, тренингов.
Встреча с Путиным
Владимир ПУТИН: Сейчас чрезвычайно важным является умение общаться с другими людьми, умение управлять своими эмоциями и работать в команде. |
- В завершение фестиваля проводился спич-марафон. Что на нем обсуждалось?
- На этом марафоне мы высказывали свои идеи, которые должны были довести до экспертов в течение трех минут. Лучшие идеи отбирались. Экспертами были представители МГУ, Высшей школы экономики. Они отобрали спикеров для участия в форсайт-сессии «Молодежь 2030». 21 октября эта сессия прошла в закрытом формате. Даже выдавались отдельные именные карточки. Особым гостем стал президент Владимир Путин. В живом общении спикеры каждой команды резюмировали итоги нашей недельной работы. Самое главное, что мы самоорганизовались в единое профессиональное сообщество, готовое к дальнейшим проектам. Это наша команда мечты. У меня стало на 48 единомышленников больше по всему миру. Меня вдохновило ответное слово нашего президента. Владимир Владимирович уловил главное в словах всех спикеров и подчеркнул необходимость постоянного саморазвития молодых людей, важность развития навыков видения будущего.
Благодушная атмосфера
- Что еще запомнилось на фестивале?
- Я посещала разные мероприятия. Понравилось масштабное ток-шоу «Лидерство будущего». Завороженно слушала австралийского мотивационного спикера Ника Вуйчича, забыв про часы ожидания его выступления в плотной толпе. Он говорил о лидерстве в современном мире, о том, что лидерство - это не миф, оно должно быть внутренней потребностью каждого человека. Главное, по словам Ника, верить в себя и найти своё дело.
Еще запомнилась лекция Германа Грефа о том, как современные технологии трансформируют окружающую действительность. Оказывается, мы в современном мире постоянно оставляем цифровые следы. Нас ждут большие перемены в будущем цифровом мире.
Вообще понравилась благодушная атмосфера фестиваля, люди были открыты для общения. Запомнилась столовая! Я считаю, что коммуникативный тренинг мы прошли именно в очередях в столовой. Молодые люди из разных стран там подолгу общались, обменивались впечатлениями. Что интересно, многие иностранцы очень тепло отзывались о России. У них нет никаких стереотипов, предубеждений. Иностранцы отмечали, что знания, кругозор российских студентов ничем не уступают знаниям студентов из других развитых стран.
На разный вкус была и культурная программа. Кто хотел, например, мог посмотреть мюзиклы, фильмы, встретиться с представителями шоу-бизнеса. Интересно было обсуждать фильм «Гоголь» с иностранцами, потому что некоторые из них вообще впервые для себя открыли русскую культуру, литературу. Еще иностранцам было очень интересно узнать про Калугу, что наш город - колыбель космонавтики. Иностранцы на фестивале открыли для себя много российских городов, узнали, что Россия - не только Москва, Санкт-Петербург и Сочи, а огромная страна с уникальными историями регионов. У многих иностранцев даже родилась идея - приехать учиться в Россию и посетить русские города как туристы.
Агрессия, безразличие и страх
Говорим о сегодняшнем дне. Надежда Александровна рассказывает о профессии психолога, о проблемах в обществе, связанных с психологией:
- С одной стороны, мы популяризируем психологическую культуру. Издано много качественной литературы по психологии, человек при желании может получить в этой сфере отличные знания. С другой стороны, видно, что многие люди психологически безграмотны, склонны срываться на других, вымещая свои проблемы. Иногда я становлюсь свидетелем, когда в общественном транспорте люди целенаправленно идут на конфликт, и те, кто мог бы этот конфликт предотвратить или сгладить, тоже начинают конфликтовать. Происходит такая агрессивная цепная реакция.
Если говорить о детях, то беда в том, что многие из них сегодня подвержены инфантилизму. Молодые люди, взрослея, сохраняют свои детские представления о жизни. У них слабо развито чувство ответственности. Я работаю со школьниками, провожу в школах классные часы. Многие старшеклассники, к сожалению, до последнего момента не знают, куда будут поступать, какую профессию выбрать. Они не готовы сделать жизненный выбор. Становится все больше детей, которые испытывают страх перед будущим, и это не дает им проявить свои знания и умения. Еще я замечаю, что нет доверительного общения между детьми и их родителями. Зачастую, когда у ребенка возникают какие-то проблемы, то рядом с ним не оказывается близкого и авторитетного человека, способного помочь, дать правильный совет.
Как плюс можно отметить то, что стало больше школьников и студентов, которые стремятся изучать иностранные языки. На фоне пассивной молодежи ярко выделяются ребята, готовые трудиться, развиваться и занять свое место в этом мире. С такими ребятами легко общаться, они готовы учиться у тебя и могут научить тебя быть открытым этому миру.
Хочу пожелать всем ребятам постоянно работать над собой и не останавливаться на достигнутом, а участникам нашей делегации оставаться такими же жизнерадостными и светлыми. Отдельную благодарность хочу выразить организаторам нашей поездки и лично М. Артамонову за оперативность и качество решения всех вопросов в Сочи.