- Вы все знаете, в этом году исполняется сто лет со дня рождения комсомола. Для кого-то комсомол - ничего не значащее слово. Но если мне зададут вопрос: что для тебя комсомол, я отвечу: комсомол - моя судьба.
Так начала свой разговор с девятиклассниками их клас-сный руководитель Елена Викторовна Филиппова.

 


- Я расскажу вам о своей комсомольской юности, - продолжила она. - Вот мой комсомольский билет. Я его сохранила, потому что он мне очень дорог. Вручали его торжественно у памятника Ленину на площади в присутствии большого количества людей. Вместе с билетом вручали и комсомольский значок. Но прежде чем получить комсомольский билет, нужно было пройти очень серьезную и ответственную процедуру приема в ряды ВЛКСМ. В комсомол первыми принимали лучших - активистов, отличников учебы. Я была в их числе. Надо было выучить устав. До сих пор помню его первый абзац: «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - самодеятельная общественно-политическая организация, объединяющая передовую часть советской молодежи».
- И еще, что такое демократический централизм. Это выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху; периодическая отчетность комсомольских органов перед своими комсомольскими организациями и перед вышестоящими органами; строгая комсомольская дисциплина и подчинение меньшинства большинству; безусловная обязательность решений вышестоящих комсомольских органов для нижестоящих; коллективность в работе всех организаций и руководящих органов комсомола и личная ответственность каждого члена ВЛКСМ за выполнение своих обязанностей и комсомольских поручений.
Именно на этих принципах строилась жизнь в комсомольской организации. Но для приема в комсомол нужно было еще получить рекомендацию двух членов ВЛКСМ или одного члена КПСС. Мне рекомендацию давал бывший учитель нашей школы секретарь партийной организации Евгений Иванович Азаренков. Я очень этим гордилась. Комсомольцем мог стать любой молодой человек от 14 до 28 лет, соблюдающий устав и законы жизни комсомола. Но если, вступив в комсомол, он нарушал устав, плохо учился, совершал неблаговидные поступки, его могли исключить из рядов ВЛКСМ. Такому был закрыт путь к поступлению в вуз.
- Вы спросите, чем мы занимались в комсомоле, и я отвечу: «Всем». Жизнь была чрезвычайно интересной, насыщенной, полной конкретного смысла. Мы собирали металлолом, макулатуру, много трудились, весело отдыхали, занимались спортом. В каждом классе была своя первичная комсомольская организация. Мы проводили интересные комсомольские собрания, а по окончании все пели песню «Не расстанусь с комсомолом». Эта песня до сих пор со мной. Послушайте, как она звучит.
В тишине класса зазвучала песня. Губы учителя шевелились, она подпевала солисту, а в глазах светилась радость. Елена Викторовна продолжила свой рассказ.
- Знаете, ребята, как мы боролись, чтобы быть во всем лучшими? Каждый класс старался опередить других в учебе, в спорте, в труде. Собирали металлолом и каждую железку мелом подписывали «9-а класс», чтобы не переложили из нашей кучи в другой класс. Весной собирали березовые почки. Их сдавали в аптеку на лекарства. Осенью ездили на картошку. Здесь тоже соревновались. А призом лучшему классу было «золотое ведро». Конечно, это только название такое. На самом деле ведро обыкновенное, зато полное конфет.
Хорошее у вас время, но нет той изюминки, того стремления к цели, какое было у нас. Лучших комсомольцев избирали делегатами на районную комсомольскую конференцию. Это чрезвычайно почетно. Мне тоже удалось побывать на такой конференции. Ведь я была активной комсомолкой, членом комсомольского комитета школы, руководителем учебного сектора. Комсомол воспитывал молодежь. У нас, например, ни один ученик не стоял нигде на учете, хотя детей в школе училось в несколько раз больше, чем сейчас.
К окончанию нами десятого класса по стране прошел клич: «Всем классом - в сельское хозяйство». Мы провели комсомольское собрание и решили троих ребят, поступающих учиться на сельскохозяйственные специальности, отпустить, а остальные поехали трудиться. Мальчики попали в совхоз «Парфеновский», а двенадцать девчонок отправились на ферму в совхоз «Нестеровский». Поселили нас в двухквартирном доме. В каждой квартире три комнаты. Жили по две девочки в комнате. Все делали сами: готовили, убирали, воду носили. Работали на ферме. В группе 25-30 коров. На каждую группу - по две девочки. Мы - жители городские. Коров, конечно, раньше видели, но, с какой стороны к ним подходить, не знали, не говоря уже о том, чтобы доить, но всему научились. Были и курьезные случаи. Одна девочка мыла перед дойкой коровам вымя, да не заметила, что рядом бык стоит. Она и его давай подмывать. Вот смеху было. Уставали очень. Руки после дойки отекали, пальцы становились толстыми. Нам в качестве поощрения дали талоны на покупку золотых украшений. Вот мы купили по колечку да по перстенечку, в потом ни одна их носить не смогла. Пальчики-то после отдыха в норму пришли, и все наши украшения стали нам велики.
Жить в деревне было очень весело. После вечерней дойки гуляли до утра, несмотря на усталость. Утром коров подоим, чуть-чуть поспим, после обеда - дневная дойка и опять короткий сон, а вечером снова гулять. Молодежи было много. Некоторые девочки нашли тогда себе женихов и потом создали крепкие семьи.
В институте тоже жизнь была насыщена интересными делами. На каникулах ездили в стройотряд в поселок Еленский Хвастовичского района выполнять внутренние работы во вновь построенной школе. Здесь я научилась красить, белить, клеить обои и очень гордилась, что трудилась в стройотряде. В свободное время пели, танцевали, устраивали капустники.
После института работала в нашей школе вожатой и вела уроки литературы. Хорошо помню свой первый класс. Среди моих учеников были Лариса Котова, Денис Кобзырев и многие другие. Мне было всего 23 года, а им по 15-16 лет. Они все были комсомольцами, и я тоже. У нас сложились добрые отношения. В комсомольской организации учителей меня выбрали секретарем. Молодых учителей было много. Мы тоже ездили на картошку, убирали лен, вязали снопы. Во всем старались стать примером для учеников.
Пионерская дружина в нашей школе носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Она тоже была комсомолкой и геройски погибла во время Великой Отечественной войны.
Елена Викторовна показала ребятам книгу «Повесть о Зое и Шуре», написанную матерью Любовью Космодемьянской о своих детях. Учительница познакомила учеников с книгами о комсомоле. Они узнали, за что комсомол награжден шестью орденами. Закончилась встреча прослушиванием комсомольских песен, таких как «Песня о тревожной молодости», «Комсомольцы-добровольцы», «Гимн демократической молодежи мира».
И тогда я спросила у юных участников встречи:
- Ребята, вы так внимательно слушали, а кто из вас хотел бы пожить такой же интересной и насыщенной жизнью, какой жили комсомольцы?
Большинство ребят подняли руки, подтверждая тем самым, что идеи коллективизма, патриотизма, человеческой солидарности, интернационализма не чужды современному поколению молодежи.
Записала

Лариса Никитина.
Фото из семейного архива Е. Филипповой.