В преддверии Дня защитника Отечества хочу рассказать вам об истории одного воздушного боя из далёкого 1943 года, который произошёл 23 февраля и связан с деревней Пустая Спас-Деменского района.
В ноябре 2023 года в администрацию Спас-Деменского района обратился заявитель с просьбой увековечить имя защитника Отечества, погибшего у д. Пустая.
По данным информационной системы "Память народа", пилот 20-го истребительного авиаполка 303-й авиационной дивизии Анатолий Сергеевич Амерханов значится пропавшим без вести. В донесении о безвозвратных потерях указано, что он не вернулся с боевого задания 23 февраля 1943 года из района Котовичи Орловской области. Необходимо было объективно разобраться, каким образом А.С. Амерханов связан со Спас-Деменским районом.
По данным ЦАМО РФ, 23 февраля 1943 года в 13.42 по московскому времени три истребителя Як-1 и один Як-7 из состава 20-го истребительного авиаполка (ведущий старший лейтенант Земсков, пилоты мл. лейтенанты Корниенко, Кабузан, Амерханов) вылетели на прикрытие штурмовиков в район деревень Широковка, Зикеево, Высокая. В феврале 1943 года 20-й истребительный авиаполк базировался в селе Васильевское, недалеко от Мосальска.
Район боевого вылета представлял собой перевёрнутый треугольник: на юге - ж.д. станция Зикеево восточнее Жиздры, населённый пункт Широковка северо-восточнее Людинова в верхнем левом углу (недалеко от деревни Котовичи) и населённый пункт Высокая в верхнем правом углу (расположен вблизи автодороги М3).
По отечественным документам невозможно установить причину, по которой пилоты «яков» не вернулись на базу. В журнале боевых действий части записано: "С задания не вернулись". Как правило, истребитель с аэродрома взлёта до места выполнения боевого задания летел 15-20 минут, ещё 15-20 минут закладывалось на маневренный бой с истребителями противника, если таковой состоялся, и 15-20 минут на возвращение на аэродром базирования. К примеру, в лётной книжке командира 2-й эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии майора Ивана Павловича Лавейкина за 20.12.1943 г. указано: 13.25-14.30 - интервал выполнения задания, время московское. (1. С.66).
В таблицах воздушных побед люфтваффе указаны три важных обстоятельства: район заявленной победы, буквенный шифр с номером модификации самолета и время боевого эпизода.
По наиболее близкому расположению к району выполнения «яками» боевого задания и по времени боевого эпизода (время берлинское) под искомые подходят четыре машины в районах 54182 и 54183: три истребителя ЛаГГ-3 сбиты в 12.26 и один ЛаГГ-3 сбит в 12.25. (2)
По московскому времени боевые эпизоды произошли в 14.25 и в 14.26. У пилотов люфтваффе к указанию типа сбитых самолётов было достаточно вольное отношение. Вполне вероятно, что заявленные ЛаГГ -3 могли быть «яками» на самом деле. Контуры ЛаГГ-3 всех серий и Як-1 очень похожи.
Не буду утомлять читателя конвертацией цифровых значений из координатной сетки люфтваффе в географические координаты. Скажу лишь, что воздушный бой проходил восточнее железнодорожной станции Зикеево Жиздринского района в то время Орловской области. Другие победы между 14.00 и 15.00 часами по московскому времени в близлежащих к Людинову, Жиздре, Зикееву, Высокой, Котовичам районах 23 февраля 1943 года не заявлены.
Как вспоминал летавший на «яках» летчик-истребитель Иван Иванович Кожемяко, рассказывая про прикрытие истребителями штурмовиков Ил-2:
- Если наших было меньше, то тут немцам была радость настоящая, всеми силами кидались на эту группу и вообще об "илах" забывали. В меньшинстве немцы в маневренный бой не вступали. (3)
Вероятно, значительное численное преимущество было на стороне противника. В район Зикеева навстречу нашим штурмовикам и четверке «яков» вылетела из Орла 7-я эскадрилья 51-й истребительной эскадры. По штату истребительной эскадры люфтваффе в каждой эскадрилье было 12 самолетов.
А учитывая, что к северо-западу от Высокой в 12.40 по берлинскому времени был сбит Ил-2 на бреющем полете, получается, что в это же время близко к этому району крутилась ещё и 15-я (испанская) эскадрилья 51-й истребительной эскадры. (2)
Комиссар эскадрильи 20-го истрибительного авиаполка Николай Кондратьевич Земсков до сих пор значится пропавшим без вести. Останки Владимира Порфирьевича Кабузана были обнаружены с разбитым Яком в послевоенное время в Ульяновском районе Калужской области. Торжественно перезахоронен. Яков Кузьмич Корниенко по архивам значится как боец партизанского отряда №152 т. Грицана с 03.08.43 года, до отряда находился в лагере военнопленных. Сведения о том, что партизан Корниенко добровольно сдался в плен полиции, на мой взгляд, сомнительны. Не исключено, что враг воспользовался документами пилота для внедрения провокатора в партизанский отряд.
Немцы тоже понесли потери. 23 февраля 1943 года в районе Жиздры был сбит фельдфебель 2-й эскадрильи 51-й истребительной эскадры Карл Штадек, который был достаточно опытным пилотом, записавшим на свой счёт 25 воздушных побед.
Заявителем была предоставлена учётно-послужная карточка А. С. Амерханова, в которой есть запись:
"По сообщению тов. Федора Михайловича Никишина (г. Кировобад, Доз-102, д.10), Амерханов был сбит над деревней Пустая Спас-Демянского района Калужской области. Спустился на парашюте на оккупированной территории. Отстреливался от немцев огнем из пистолета. Погиб. Похоронен около д. Пустая. Место называется "Елочки", ныне Чипляевский сельсовет Спас-Демянского района Калужской области. Письмо 1977 года."
Таким образом, прояснилась судьба четвёртого пилота. Появление Яка Амерханова в районе Пустой (более 80 км от места боя) доказывает, что списки побед люфтваффе необъективны, имеются приписки.
По координатной сетке люфтваффе район деревни Пустая - 45551, в котором 23 февраля 1943 г. победы люфтваффе не заявлены. (2)
Вероятно, Як-1 Амерханова был сбит огнём зенитной артиллерии из района станции Занозная.
Судя по записи в карточке, Амерханов был далеко не робкого десятка. Израсходовал ли он в воздушном бою боекомплект, получил ли самолет повреждения, возникла ли техническая неисправность, об этом мы никогда не узнаем. Причины выхода из боя в районе Зикеева неизвестны.
Я долго искал ответ на вопрос, почему Амерханов полетел не на север в Васильевское, а на северо-запад? Ведь перед каждым вылетом пилоты изучали район выполнения боевого задания, а линия фронта обязательно была прочерчена на лётной карте синим и красным карандашами. Никакого объяснения, кроме потери ориентировки в плотной низкой облачности, я не нашёл.
Вот как о полёте зимой вспоминал пилот 2-й эскадрилии 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Георгий Артурович Баевский:
- Вылетели с Петром Кальсиным на "свободную охоту". К линии фронта подходим на большой скорости и проскакиваем её на бреющем полете. В такую погоду подчас трудно определить высоту полёта - покрытая снегом земля и низкая облачность как бы сливаются воедино, порой кажется, что теряешь представление о пространственном положении самолета, и только схваченный глазом ориентир на земле тут же все ставит на место. (1.С.60).
Глава администрации сельского поселения "Село Чипляево" Владимир Анисимович Шарабарин установил, что до войны на торфоразработки в районе деревни Пустая Спас-Деменского района приезжали рабочие со всего Советского Союза. Бараки, в которых жили их семьи, располагались в образованном к югу от деревни Пустая поселке Пустовский. Бараки рабочих с торфоразработок были и в Чипляеве, на том самом месте, на котором сейчас расположен ФАП. Достоверно установлено, что среди них была семья по фамилии Никишины.
Приблизительная локация места "Елочки" также установлена. Дочь уроженки деревни Пустая, 1926 года рождения, сообщила, что в послевоенное время, будучи школьницей старших классов, участвовала в торжественном перезахоронении в братскую могилу у Слободки останков военнослужащего Красной Армии, одиночная могила которого была за узкоколейкой напротив конторы в д. Пустая. Хочется верить, что это был Амерханов.
Будучи верным воинскому долгу и присяге, в плен он не сдался. В одиночку принял бой без единого шанса на спасение. До позиций 58-й стрелковой дивизии у деревни Прасоловка было 7 километров.
О. Залетаев.
Источники и литература:
1) А.И. Лавейкин "В небе и над землей". Музей космонавтики. М. 2019.
2) В.В. Харин 2003-2022. Авиаторы второй мировой: Сайт. Электронный ресурс URL http://allaces.ru/p/claims.php?day=23&mon=02&year=1943 (дата обращения 07.02.2024).
3) Электронное периодическое издание "Я помню": Сайт.
Электронный ресурс URL https://iremember.ru/memoirs/letchiki- istrebiteli/kozhemyako-ivan-ivanovich/ (дата обращения 06.02.2024).