Интеллигентная женщина средних лет сидела за столом читального зала районной библиотеки и с интересом читала книгу о Спас-Деменске. Нас познакомили. Сталина Станиславовна приехала из Владивостока в надежде найти сведения о своем деде Николае Кузьмиче Куликове. Она протянула мне вырезку из краевой партийной   газеты  «Красное знамя» за 1988 год. Статья называлась «Они не вернулись из боя». В ней говорилось:
«Недавно к нам в редакцию пришел житель Владивостока ветеран войны и труда Дмитрий Давидович Дьяченко. Пришел с письмом-обращением своего товарища, однополчанина Льва Михайловича Тренина, проживающего сейчас в городе Спас-Деменске Калужской области. Вот уже несколько лет Лев Михайлович ведет поиск неизвестных могил воинов, павших в Великую Отечественную войну на спас-деменской земле, поставив себе благородную цель: найти хоть через 45 лет их осиротевшие семьи, сообщить родным о месте погребения дорогих им людей. Мы решили поместить его письмо в нашу газету без изменений. 
Спас-Деменск. Этот город в Калужской области, как и многие другие ее города, был в годы войны ареной жесточайших сражений. Полтора года землю Спас-Деменского района терзали бомбы и снаряды, она была изрыта окопами и траншеями. Много крови было пролито при защите этой земли. При изгнании фашистских захватчиков много похоронок разошлось с ее полей во все концы нашей Родины.
Защищали район войска резервного фронта, в том числе 1-я, 2-я, 17-я и 21-я стрелковые дивизии народного ополчения. Освобождали район войска Западного фронта: 10-го гвардейского корпуса, куда входила и 2-я дивизия добровольцев-сибиряков, 21-й,33-й, 49-й, 68-й и 10-й армий 2-го гвардейского и 5-го механизированного корпусов, 6-го кавалерийского корпуса и многих приданных им частей и подразделений. В их составе было много воинов-приморцев. Исполнив свой долг, кто израненным, кто целым и невредимым вернулся домой, заслужив навеки почет и уважение. Но не все вернулись, многие отдали за Родину самое дорогое - свои жизни.
Жители Спас-Деменского района преисполнены глубокой благодарности своим защитникам и освободителям, живым и мертвым. Капитальные скульптурные памятники воздвигнуты над священными останками. И сейчас народ ищет и находит доселе неизвестные могилы, ставит на них своими силами и средствами скромные памятники и обелиски, разыскивает воинов-освободителей и защитников, семьи погибших».
345
Далее в газете публиковался далеко не полный список воинов-приморцев,  павших на территории Спас-Деменского района в июле-августе 1943 года в период Орловско-Курского сражения.
Публикуя этот скорбный список, редакция надеялась, что он всколыхнет память однополчан, они расскажут о боях и подвигах на спас-деменской земле. Вполне возможно, что он поможет родственникам павших получить через много лет весточку с места гибели дорогого человека, с места его погребения.
Отец Сталины всю жизнь пытался найти своего отца. Эта статья заставила всю семью еще более энергично продолжить поиски деда Николая Кузьмича Куликова, на которого  в августе 43 года бабушка получила уведомление, что он пропал без вести в боях за Спас-Деменск. Родные по крупицам собрали сведения о боевом пути воина. Николай Кузьмич Куликов родился 1 декабря 1903 года. На фронт был призван  из Вологодской области  Мяксинским РВК. Воевал первым номером расчета пулемета «Максим» с 7 ноября 1941-го года. Участвовал в боях на Калининском фронте под Москвой, в военной операции под Ржевом. Был трижды ранен. Лежал в госпитале в Подольске. Выписавшись из госпиталя, закончил школу младших командиров и продолжил воевать  командиром  взвода противотанковых ружей. 
Сталина показала  ксерокопии писем деда с фронта. Последнее было отправлено с окружного вокзала Москвы, где бойцов посадили на поезд, чтобы отправить под Спас-Деменск.  В этом письме отец писал бабушке: «Зина, прошу тебя, воспитай детей достойными людьми». Это было похоже на завещание. Письмо было отправлено 6 июля 1943 года. Больше писем не было.  
Женщина, волнуясь, рассказала о себе. 
- Сами мы родом из Вологодской области. Папа проходил срочную службу на Дальнем Востоке и там остался, потому что мечтал связать свою жизнь с морем. Он всюду писал запросы и письма, надеясь отыскать своего пропавшего без вести отца. Еще в пятидесятые годы ему кто-то ответил из Спас-Деменска, будто бы  один из старожилов рассказывал, что в ночь на 10 августа  на Гнездиловской  высоте был прорыв немецких танков. В этот момент, скорее всего, дед и погиб. Якобы есть его фамилия на пилоне мемориала. 
Сталина недавно похоронила отца и решила во что бы то ни стало довести поиски до конца. Приехав в Спас-Деменск, она первым делом побывала на Гнездиловской высоте, поклонилась памяти павших и нашла на пилоне фамилию Куликов. Но это был не Николай Кузьмич. Инициалы другие. Сталина Станиславовна прочитала в Книге Памяти Калужской области, что этот воин умер от ран в госпитале в селе Павлиново. 
К нам присоединился поисковик Юрий Акимов. Он смог ответить на многие вопросы, волновавшие нашу гостью, при каких обстоятельствах погиб дед. Почему нет никаких сведений о гибели 65-го стрелкового полка 10 августа 1943 года? 
- В журнале боевых действий этого полка последняя запись сделана 9 августа. Потом записи обрываются и возобновляются лишь 12 сентября. Судя по всему, 10 августа полк был полностью уничтожен. В списках потерь рядового и сержантского состава 79 человек, пропавших без вести, Николай Кузьмич Куликов числится под номером 67. 
Сталину интересовало, какие задачи ставились перед  истребителями танков.
Юрий пояснил, что в 43-м году противотанковые ружья уже не применялись против тяжелой бронетехники противника. Их использовали для подавления огневых точек как снайперские ружья. Они били по амбразурам дотов. 9 августа в боях на Гнездиловской высоте полег почти весь 67-й, а десятого - 65-й гвардейский стрелковый полк. Были страшные артобстрелы. Иногда от человеческих тел ничего не оставалось. Солдатские медальоны были к тому времени упразднены. Их заменили солдатскими книжками. Порой от роты оставалось в живых по два человека, так что погибших опознавать было некому.
На вопрос, может ли так быть, что Николай Кузьмич Куликов захоронен в братской могиле  как неизвестный, Юрий Акимов ответил утвердительно. Он посоветовал Сталине обратиться в районную администрацию, что она и сделала. Был составлен запрос в Министерство обороны РФ. Когда придет ответ, на пилоне мемориала «Гнездиловская высота» и в Книге Памяти Калужской области появится запись, увековечивающая память еще одного воина, отдавшего жизнь за освобождение нашей родной земли.
P.S. Доброго времени суток! Сегодня получила письмо из администрации МР «Спас-Деменский район», что принято решение об увековечении памяти моего деда. Это огромное событие для нашей семьи. Мы безмерно всем благодарны. Я уже сообщила об этом брату и сестре, написала племянникам в Украину, завтра позвоню в Санкт-Петербург, где тоже живут потомки деда. Огромное спасибо всем, кто помогал мне в Спас-Деменске узнать обстоятельства гибели деда, его гвардейского стрелкового полка, осознать, чем мы все им обязаны.
С  уважением,
С.  Крапивина.