«В одиночку мы - одна капля.  Вместе  мы - океан».
Р. Саторо.
 
С этой мыслью трудно не согласиться. Взаимодействие между людьми очень важно для плодотворной работы. Рассмотрим вопрос полезного сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. 

 
 В рамках отдельного класса - это сотрудничество учителя и обучающихся. Результатом - продуктом такого полезного взаимодействия со стороны учеников становятся приобретенные знания, умения и навыки. Со стороны учителя - особенности овладения этими знаниями, умениями и навыками. Очень интересно и полезно взаимодействие обучающихся между собой. Работа на уроках и во внеурочное время дает не только более прочные знания, но и удивительный опыт общения. Наблюдая за детьми в такие моменты, радуешься всему.
65443
 
Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет сотрудничество с родителями учащихся. Кто как не люди, которые с момента рождения ребенка проходят вместе с ним все этапы взросления, знают тонкости здоровья, психики, восприятия, внимания своего малыша? Поэтому, если родитель, ученик и учитель - одна команда, которая видит цель и стремится к ее достижению в процессе плодотворного сотрудничества, результат обучения и воспитания будет очень высоким. Особого внимания заслуживает родительское участие в обучении и воспитании не только своего собственного ребенка, но и класса в целом. Это проведение праздников, классных часов, организация походов и поездок. 
 
987655
 
Еще один действенный пример полезного сотрудничества - работа познавательного клуба «Хочу все знать!», организованного в прошлом учебном году методистом ЦРБ Айшой Алиевой. Целью работы этого объединения является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.  На занятиях, которые проходят один раз в месяц, решаются следующие задачи: формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; развитие мышления в процессе формирования приемов мыслительной деятельности; развитие коммуникативных умений и навыков. Айша Ахмедовна учитывает возрастные особенности при подготовке и проведении занятий, делает научный материал доступным для ребят благодаря наглядности, сочетанию теоретических и практических форм деятельности.  Занятия проходят интересно, разнообразно. Основными формами работы клуба являются видеопутешествия, компьютерные викторины, презентации, виртуальные и говорящие книжные выставки, слайд-шоу, конкурсы, анкетирование, интервьюирование, изготовление поделок своими руками. Темы занятий очень разнообразны и интересны для обучающихся: «Первые рисунки. Кто изобрел перо, карандаш, ручку?», «Когда появились первые библиотеки?», «Кто изобрел кроссворд?», «Кое-что из истории конфет», «Крылатые слова и выражения», «Недаром помнит вся Россия», «Великое стояние на Угре», «Сюрприз -это здорово». 
В этом учебном году сотрудничество продолжается, дети с удовольствием ждут пятницы и встречи с представительницей детской библиотеки, которая старается рассказать, показать и научить тому, что знает и умеет сама.
Е.  Стельмах,
 учитель начальных классов МКОУ «СОШ№1» г. Спас-Деменска.