Как распознать финансовую пирамиду в онлайн-игре и как финансовый план помогает накопить на мечту? На такие жизненные вопросы теперь отвечают на школьных уроках.
О том, как встраивается финансовая грамотность в образовательную программу, говорили 23 августа в Калуге на встрече педагогов в рамках Декады образования в Калужской области.
Финансовая грамотность стала обязательной для изучения в 1-9 классах в прошлом учебном году. Ее элементы включены в математику, обществознание, географию, ОБЖ и окружающий мир.
В помощь учителям разработаны различные материалы, которые можно использовать при подготовке к урокам, рассказала заместитель управляющего калужским отделением Банка России Лариса Захарова.
Так, более 100 тематических заданий по финансовой грамотности опубликованы на образовательной платформе "Моя школа", которая уже доступна во многих средних общеобразовательных учреждениях. Задания ориентированы на жизненные ситуации, например, расчет процента по вкладу или сообщения в соцсетях от мошенников, уловки которых надо без замедления распознать.
Учителя обществознания могут пройти тематический курс повышения квалификации. Его разработали специалисты Центрального Банка и Академии Минпросвещения России.
Лариса Захарова привела в качестве примера практики по финансовой грамотности педагогов МБОУ "Лицей № 48" г. Калуги. Это математические задачи, мини-проекты, ведение финансовой рубрики на страничке лицея в соцсетях, где размещаются в том числе работы учащихся (ролики, карточки) и другие материалы. К примеру, учитель экономики и обществознания Олеся Остапенко проводит для учащихся 9-11 классов занятия в игровом формате. Чтобы лучше усвоить полученные знания на уроках обществознания и экономики по темам: "Банки и их функции", "Займы и вклады", учащимся предлагается сыграть в игру "Идем в банк". Перед занятием учащиеся тянут жребий на выбор роли в игре и решается, будут они банком или клиентом. Школьники, получившие роль "Банки", создают банк, учитывая все необходимые для этого документы, в том числе лицензию Банка России, продумывают продукт банка и его условия, систему лояльности для клиентов и так далее. Задача банков - заинтересовать клиента. Учащиеся, получившие роль "Клиенты", должны придумать себе легенду и определиться, какой продукт банка их интересует и на каких условиях. Далее клиенты посещают банки, общаются, задают интересующие их вопросы и делают обоснованный выбор банка и финансового продукта. Таким образом в процессе игры формируются необходимые для жизни в современном обществе финансовые компетенции.
"Мы считаем, что детям, которых с малых лет учат обращаться с деньгами, будет гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни. Они научатся планировать траты и копить, самостоятельно принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Эти темы, особенно когда они разбираются на примерах из жизни, вызывают естественный интерес, дети легко на них откликаются", - отметила Лариса Захарова.
Родители, учителя, методисты, волонтеры и многие другие могут пользоваться материалами на информационно-просветительском ресурсе Fincult.info. Например, для обучения школьников в игровой форме на сайте есть игра "Космический детектив: тайна семи банкнот". Из подсказок станет понятно, на какие признаки подлинности банкнот нужно обращать внимание. Новые навыки пригодятся не только в игре, но и при обращении с настоящими деньгами.