Старейшая жительница Спас-Деменского района Мария Агеевна Дуничева отметила девяностолетний юбилей
Долгожительницу поздравили дети, внуки, правнуки, а также депутат Законодательного Собрания Калужской области Андрей Литвинов.
Дом юбилярши узнали по ярким гроздьям рябины, что растет под окнами, а во дворе, как всегда, увидели сложенные огромные тыквы. Мария Агеевна известная в округе огородница. Несмотря на почтенный возраст, любит работать в огороде, где радуют глаз кудрявая зелень моркови, ровные ряды картофеля, все еще зеленая огуречная ботва. Она похвалилась крупным сладким перцем, помидорами, луком, чесноком, тугими кочанами капусты.
- Здесь на земле чувствую себя сильной, легкой, - призналась Мария Агеевна. - Люблю ходить по ней босыми ногами. Она дает мне силы. Каждую долгую зиму с нетерпением жду весны, чтобы начать дела в огороде.
- Мария Агеевна, расскажите о своем детстве. Оно ведь совпало с войной, - попросил Литвинов.
- Родилась я в селе Ковыльня Гайдуковского сельсовета. Это одно из старейших поселений нашего края. В нем был храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь святых Косьмы и Дамиана, построенный в 1863 году. Ежегодно в селе проходили две ярмарки - в июле и ноябре. С самого детства жизнь моя сложилась трудно, - вздохнула собеседница. - В семье было семь детей, я - самая старшая. Приходилось помогать матери в домашних делах, нянчить младших братьев и сестер. А когда началась война, стало совсем трудно. Отец погиб на войне, старший брат вернулся на двух костылях. Невзгод было много, про все не расскажешь. У нас в доме, как и у других сельчан, жили немцы. Мать родила девочку, а завернуть ее не во что. Она стащила у немцев рубашку. Они заметили пропажу и чуть не расстреляли ее. Когда поняли, почему она это сделала, смилостивились. Через какое-то время немцы выгнали жителей из домов и погнали в сторону Рославля. Наша семья была в их числе. Вернулись после освобождения района в сожженную деревню. После войны закончила восемь классов, и так как учиться дальше не было возможности, пошла работать дояркой в совхоз «Прогресс». Старшая доярка поила меня из жалости парным молоком. Я была худенькая, но трудолюбивая, проворная. В середине пятидесятых годов руководство заметило меня, назначили бригадиром комсомольско-молодежной фермы. Трудились мы весело, с шутками да прибаутками, добивались высоких надоев.
Рассказчица на минуту задумалась, прокручивая в голове события как ленту кино. В 1954 году Мария вышла замуж, один за другим родились двое детей. Но засиживаться дома не пришлось. Ее назначили управляющей отделением в Гайдуки, а когда заочно закончила Калужский зооветтехникум - главным зоотехником в совхоз «Понизовский», а потом в совхоз «Стайки».
По словам долгожительницы, это были лучшие годы в ее жизни. Надои молока и привесы скота росли. Ежедневно в будни и в праздники из совхоза выезжал молоковоз с качественной продукцией. На полях стояли большие стога сена, а за ними бескрайние просторы. Кормами запасались впрок, чтобы сытой была зимовка у скота. Особенно совхоз процветал в бытность директора Семена Берштейна. Коллектив не раз награждали переходящим Красным знаменем райкома КПСС и райисполкома за обеспечение планового привеса крупного рогатого скота. За доблестный труд главного зоотехника совхоза «Стайки» Марию Дуничеву награждали медалями, грамотами, орденом «Знак почета». Принципиальная, требовательная, трудолюбивая, она никому не давала спуску - ни лодырям, ни пьяницам. Вставала чуть свет, свое хозяйство обихаживала, спешила на фермы. Ей нипочем было ходить на работу за два-три километра. Особенно болела душа за новорожденных телят, их труднее всего было сохранить.
Дома тоже проблем хватало. С первым мужем жизнь не заладилась, второй раз вышла замуж, родила дочку. Муж умер, пришлось одной поднимать девочку. А судьба словно испытывала ее на прочность. Попал в аварию сын, остался инвалидом. Она выходила его и сегодня продолжает о нем заботиться. Умерла от тяжелой болезни старшая дочь, Мария Агеевна с десятилетнего возраста растила внучку. Выучила, отдала замуж. Сегодня радуется правнукам.
- Где вы черпаете силы? В чем секрет вашего долголетия? - внимательно глядя на женщину, спросил Андрей Альбертович.
- В труде, - ответила она. - Я всегда любила свою работу, жила ею. И сегодня мне кажется, если остановлюсь, перестану двигаться, то болезни возьмут надо мною верх. Вот читаю в своей любимой районной газете: требуются почтальоны, продавцы, монтеры пути, корреспонденты. Почему люди получают пособие в центре занятости и не идут работать? Я этого не понимаю.
Кроме районки Мария Агеевна от корки до корки читает «Калужские Губернские Ведомости», переживает, если почтальон их не приносит. Она со знанием дела обсудила с депутатом проблемы сегодняшнего дня. На ФАПе нет постоянного фельдшера - это плохо, нет возможности делать уколы, назначенные врачом. Прошло десять лет, как областное руководство обещало провести к ним газ, но газа так и нет. Стало тяжело носить дрова, топить печь. Ветеран переживает, что молодежь уезжает из их красивой деревни.
Она видит и положительные моменты: построена хорошая дорога, регулярно ходит автобус, идет благоустройство, на улице горят фонари, установлены контейнеры для мусора. Жизнь продолжается.
Вдоволь наговорившись, долгожительница проводила гостя до калитки, обняла, как родного, пригласила приезжать еще.
- Обязательно приеду на столетний юбилей, - пообещал Литвинов.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора.