Окунемся в историю. Железная дорога для Спас-Деменска была целой градообразующей отраслью. В 50-70-е годы прошлого столетия с ней была связана большая часть населения района. Для железнодорожников строилось жилье, появился целый микрорайон «Черемушки», открылись школы, детский сад, столовая, клуб, магазины, для укрепления депо из Улан-Удэ передислоцировали для постоянного места жительства и работы несколько семей паровозников.
После освобождения района в августе 1943 года железнодорожники вошли в город вслед за освободителями и сразу принялись за восстановление хозяйства. Вот как об этом писала районная газета «Коммуна».
«Сегодня железнодорожники Спас-Деменского отделения подводят итоги своей годовой работы по восстановлению родного транспорта. Отступая под ударами Красной Армии, злобный враг разрушил железнодорожное полотно, рельсовый путь, мосты, трубы, железнодорожные здания, вывез все оборудование и станки.
Вслед за Красной Армией в район пришли железнодорожники. Они восстанавливали разрушенные пути и мосты, продвигали поезда с боеприпасами на фронт.
Особенно много и упорно пришлось поработать путейцам. За год они привели в исправное состояние весь путь и мосты. Это позволяет поездам двигаться по нашему участку с гораздо большей скоростью. Путейцами также восстановлено 1000 квадратных метров жилой площади, построена мастерская и две казармы.
Славно поработал коллектив паровозного отделения и депо. Паровозники восстановили депо, водокачки и водопроводную сеть, построили электростанцию и отремонтировали несколько паровозов.
Пример прекрасной инициативы показали машинисты Золотухин, Дачкин и Кулешов. Они первыми по графику стали водить тяжеловесные поезда.
Значительных успехов в своей работе достигли движенцы. За короткий срок обучены различным квалификациям сотни молодых рабочих, недавно пришедших на транспорт.
Замечателен профессиональный рост наших людей за этот год. Николай Федорович Куприн из дежурного по станции вырос до диспетчера. Он работает без брака и отправляет поезда точно по графику. Машинист Анатолий Васильевич Кузнецов за образцовое вождение поездов переведен на должность машиниста-наставника.
Стрелочница Беликова за хорошую работу выдвинута на должность дежурной по станции. Отрадно отметить, что вся молодежь трудится без брака, своевременно продвигая поезда с фронтовыми грузами.
Силами рабочих восстановлен балластный карьер, жилые дома, общей площадью 3294 квадратных метра, телефонная и телеграфная связь на протяжении 150 километров.
Железнодорожники Спас-Деменского отделения в честь освобождения района обязуются работать еще лучше, всеми силами помогать нашей героической Красной Армии быстрее разгромить немецко-фашист-ских оккупантов».
В. Филимонов, секретарь узлового партийного комитета.