Весть о том, что в лесу под Снопотом найден разбившийся в годы войны самолет, распространилась быстро. В день подъема боевой машины на месте поисковых работ было многолюдно: журналисты, телевидение, жители района и приехавшие издалека интересующиеся военной историей люди. Разглядывая обнаруженные фрагменты самолета, более знающие пытались объяснить, что это: остатки рации, шлемофон, редуктор и т. д. Высказывались различные версии гибели ИЛ-2 с учетом находящейся неподалеку траншеи, где проходила линия немецкой обороны. И хотя сгоревшие самолеты, подбитые танки в нашем и других районах, где шли страшные бои, находят не редко, это всегда значимое событие. И в первую очередь потому, что оно дает надежду - будут установлены имена погибших за свободу Родины.
Пока же находка в спас-деменских лесах не дала ответа, кто бомбил врага на штурмовике, прозванном в годы войны «летающим танком». Имена членов экипажа остаются тайной, которую еще предстоит узнать, проведя большую работу в архивах, с документами и фотографиями. О том, что эти поиски велись задолго до подъема самолета, рассказал командир Десногорского поискового отряда «Обелиск» Алексей Тимофеев:
- Отдельные фрагменты самолета были обнаружены прошлой осенью. Примерно на глубине один метр начали находить металл. Тогда стало понятно, что в этом месте разбился наш ИЛ-2. Из-за погодных условий дальше проводить раскопки было поздно. Но отряд не бездействовал, начал поиск информации по всевозможным направлениям. Узнали, что в этих местах воевал 801-й штурмовой авиационный полк. Этот ШАП формировался в Новосибирске. У нас были кое-какие подсказки из найденных на месте крушения вещей, в том числе фотоальбом, обгоревшее удостоверение личности, где читались напечатанные на машинке слова. Но имеющейся информации было очень мало, поэтому намеченная на весну 2016 года экспедиция стала решающей. Теперь появилась возможность установить, к какому подразделению относился самолет, кто входил в экипаж. На найденных элементах брони обнаружены цифры, есть номерной знак и на редукторе. Надеемся, что это ключ к разгадке.
В подъеме самолета были немалые сложности, ведь его двигатель оказался на глубине более восьми метров. Отряду помог большой опыт работы, в том числе и в нашем районе. В прошлом году был найден и извлечен на поверхность самолет ИЛ-2 на болоте Игнатовский мох. В том случае погибшего экипажа не было.
Десногорские поисковики сотрудничают с отрядом «Русь» ОМВД г. Калуга, который возглавляет Константин Голубев. Это не первая совместная находка. Но для некоторых участников поисковой экспедиции работа в болотистом лесу у бывшей деревни Соболи стала боевым крещением.
- Поиском занимаюсь давно, но с самолетом дело имел в первый раз, - поделился Евгений Чураков из отряда «Обелиск». - Экскаватором удалось выполнить только часть работы, а на глубине все делали вручную. Можно сказать, на лопатах поднимали двигатель из глины.
Участники поисковых отрядов с благодарностью отозвались о помощи руководства Смоленской АЭС, выделившего технику и специальные защитные костюмы, а также всяческой поддержке руководителей администрации Спас-Деменского района и жителей д. Снопот. Такую большую работу в сложных погодных условиях можно было провести только совместными усилиями.
Что касается дальнейшего поиска информации, глава администрации района В. А. Бузанов связался с автором книги «Хроника освобождения Спас-Деменского района в августе 1943 года» А. И. Фитисовым, который обещал содействие в архивной работе. Как только будет сообщен номер самолета, по этим данным начнут устанавливать фамилии летчиков, поиск родственников, боевых соратников.
Изучая боевой путь 70-й стрелковой дивизии 33 армии, А. И. Фитисов собрал много ценных материалов о событиях последних дней августа 1943 года. По архивным данным и воспоминаниям очевидцев известно, что в районе д. Соболи шли ожесточенные бои.
«Противник оказывает упорное сопротивление на рубеже северо-вост. опушка леса 1,5 км юго-западнее Соболи, подвергнув девятикратной бомбардировке с воздуха боевые порядки наших частей…
… подвергнуты девятикратной бомбежке звеньями самолетов противника от 20 до 35. Всего произведено 420 самолето-вылетов.
… подвергались сильному огневому фланговому воздействию самоходных пушек, минометов, артиллерии».
Только за два дня, с 18 по 20 августа 1943 года, под жестоким огнем стрелковые части 70-й дивизии потеряли до 60% своего состава.
В таких условиях нашим войскам была крайне нужна поддержка с воздуха. Сопротивление фашистов в этих местах мешало наступлению армии на г. Ельню. Ценой огромных потерь приближался день окончательного освобождения Спас-Деменского района от фашистских захватчиков.
Благодаря поисковикам мы узнали о том, что не только на земле, но и в воздухе шел жестокий бой с врагом. Штурмовики, работая на малых высотах, с большой точностью уничтожали объекты и живую силу противника. Фашисты прозвали ИЛ-2 «черной смертью». Но не каждому экипажу удалось вернуться из боя. Под деревней Соболи оборвались полет самолета и жизнь двоих героев. Теперь предстоит узнать их имена.
После проведения реставрационных работ отдельные элементы самолета будут выставлены в музее Спас-Деменской библиотеки. Останки погибших передадут родным или перезахоронят в братской могиле в д. Снопот. А на месте гибели самолета установят памятный знак. Эту работу нужно довести до конца, ведь не случайно спустя почти 73 года земля раскрыла тайну гибели самолета ИЛ-2.
Антонина БЕСОВА.
Фото автора.