В регионе активизировались телефонные мошенники, которые жаждут завладеть нашими деньгами на банковских счетах. Так, в сентябре 31-летняя жительница Жуковского района Калужской области лишилась 497 000 рублей, поверив одному из таких злоумышленников. Он представился сотрудником службы безопасности банка, под предлогом оказания помощи выманил конфиденциальные данные ее карты и похитил средства со счета.
Как распознать телефонных мошенников, мы узнали у начальника отдела безопасности Отделения по Калужской области ГУ Банка России по ЦФО Сергея Александровича Гуркина.
- Сергей Александрович, как  получается, что злоумышленникам удается выведывать у граждан реквизиты банковских карт?
- Дело в том, что телефонные мошенники умышленно создают ситуацию, застающую людей врасплох. Звонят в неудобное время, когда человек расслаблен, представляются сотрудниками официальных организаций. Умело играют на чувствах людей, вводят их в стрессовое состояние и под различными предлогами заставляют действовать в своих интересах: обманом выманивают у них данные карт, персональные данные или убеждают переводить деньги. 
Случай в Жуковском районе Калужской области, к сожалению, не единичный. Практически ежемесячно правоохранительными органами в регионе публикуется информация о звонках телефонных мошенников калужанам. Правда, есть и примеры, когда мошенникам не удается обмануть бдительных граждан. 43-летнему жителю Обнинска в сентябре текущего года позвонили мошенники, которые также представились сотрудниками службы безопасности одного из банков. Благодаря информированности и бдительности мужчине удалось сохранить свои накопления. Он не поверил придуманной истории мошенников и сообщил об инциденте в полицию.
- Но мошенники знают номер телефона, фамилию, имя и отчество жертвы. Откуда они берут эти данные? 
Загляните в соцсети. Мы сами выкладываем имена, свои телефонные номера, рассказываем, где работаем, живем. Этих сведений уже достаточно для обзвона потенциальных жертв. Еще одна из причин - утечка баз данных различных структур и организаций.  
- Разберем одну из схем мошенников. Допустим, на мобильный телефон поступил звонок от сотрудника банка, который сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий. Как поступить? А если это действительно сотрудник банка, а не мошенник? 
- Если бы звонил сотрудник банка и сообщил, что была подозрительная операция, то он бы не стал спрашивать конфиденциальные данные. Все нужные данные о клиенте у него уже есть. Спешки сотрудник банка также не допустит. По закону у граждан есть два дня, чтобы подтвердить или опровергнуть операцию, приостановленную банком как подозрительную.
Поэтому для начала проверьте, точно ли это сотрудник банка. Спросите его фамилию, имя и отчество, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Положите трубку, позвоните по официальному номеру банка и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Почему стоит положить трубку и набрать официальный номер банка самому? Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. 
- Как же сохранить деньги от мошенников? 
- Самая действенная рекомендация для борьбы с телефонными мошенниками - не вступать с ними в диалог. При любом подозрительном звонке прервите разговор, перезвоните в банк или другую организацию, от имени которой был звонок. Подключите СМС-информирование о движении средств на счете.
- Что делать, если человек через СМС-информирование видит, что с банковской карты действительно списываются деньги?
- В этом случае надо поспешить. Срочно позвоните в банк и заблокируйте карту либо заблокируйте карту в приложении на смартфоне. Затем в течение одного дня приходите в офис банка и напишите заявление о несогласии с операцией.
Напишите заявление в полицию о хищении средств. Если вы не нарушали правила пользования картой, банк примет решение о компенсации списанных денег. Однако если вы самостоятельно открыли доступ к собственным средствам третьим лицам, то банк деньги не вернет.