Весна в этом году выдалась ранняя, дружная, хотя и случались капризы погоды. Молодая трава быстро пошла в рост и к концу мая при благоприятных климатических условиях порадовала высокой урожайностью. В фазе кущения она отличается самой высокой питательной ценностью, содержит много протеина, поэтому в КФХ Мартыновых приняли решение без промедления приступить к заготовке сенажа. Его охотно поедают животные. В сенажной массе сохраняются листья и соцветия растений. В поле, в районе бывшей деревни Хаустово, растут многолетние высокобелковые травы - клевер и люцерна. Их убирает комплексный механизированный отряд. Расстояние от центральной усадьбы до Хаустова неблизкое и преодолеть его можно только на тракторе или мощном квадрацикле - японском «Гризли». Фермерша Людмила Алексеевна Мартынова (на снимке), как настоящий автогонщик, лихо и бесстрашно форсирует огромные лужи и колеи. Пришлось и мне, преодолев некоторые сомнения, пересесть из редакционного «жигуленка» на квадрацикл. Иначе бы не получился достоверный репортаж с места событий.
Кругом, насколько хватало глаз, виднелись поля: мелькали, словно в кинокадрах, уходили к небу. Людмила Алексеевна, перекрикивая шум мотора, показывала: это поле с разнотравьем, здесь посеяна травосмесь с клевером, здесь - с люцерной. На этом участке у них овес, на этом - суперэлита. А это озимая рожь, перезимовала неблагополучно, пришлось подсеять овес с горохом.
Издали машины, движущиеся по полю, похожи на медленных жуков. И только когда подъехали ближе, поняла, какие они ловкие и быстрые и как много зависит от усилий людей, управляющих ими. На косилке работает опытный механизатор Николай Герцев.
Сгребает зеленую массу в валки Виктор Медведев, Евгений Львов управляет пресс-подборщиком. Это такой огромный «чан» на колесах, внутри формируется рулон. Сенажные рулоны обматывают специальной пленкой Александр Ковалев и Виктор Медведев на двух обмотчиках, причем один - скоростной, привезли накануне утром, собрали, установили рядом с фермой и запустили в работу. Сначала не все получалось гладко, даже у наладчика.
К восьми часам вечера была обмотана только половина рулонов. Рабочий день затянулся до позднего вечера. Хорошо, что ужин механизаторам привозят прямо в поле. Его вкусно готовит повар Людмила Попруга.
Когда на поле оставалось еще пятнадцать рулонов, Александр Ковалев предложил:
- Пусть все едут отдыхать, а я останусь и доделаю работу до конца.
- Я тронута поступком Александра до глубины души, - поделилась Людмила Алексеевна. - В неординарной ситуации проявились его лучшие человеческие качества. Спрессованные рулоны нельзя оставлять на поле без герметичной упаковки больше двух часов. Сенаж потеряет свои качества. Поэтому все механизаторы трудятся добросовестно, с полной отдачей сил.
Да, поле - это такой «цех», где все непрерывно меняется. Только что светило солнце, и вдруг может пойти дождь или сломаться какой-то механизм. И то, что вчера было хорошо, сегодня оказывается непригодным. Приходится вносить коррективы. Людмила Алексеевна постоянно советуется с механизаторами - непосредственными исполнителями, как поступить в той или иной ситуации.
Фермеры Мартыновы всегда заготавливают такое количество кормов, чтобы хватило на полтора года с расчетом на рост поголовья и повышение продуктивности животных. Коров кормят досыта, чтобы производство молока было рентабельным, приплод здоровым. Сенаж - основной корм у буренок, потому в хозяйстве так торопятся заготовить его в лучшие сроки с начала лета.
Поле густо уставлено рулонами. Сверкает на солнце упаковка. Их грузят и заблаговременно на машине с прицепом свозят к ферме. Рядом с ней установлен новый скоростной обмотчик рулонов. Он обматывает не каждый рулон, как на поле, а выдает длинную «колбаску». Упакованный герметично сенаж будет храниться к началу зимне-стойлового периода.
На 3 июня КФХ Мартыновых заготовило 200 рулонов сенажа. Лиха беда начало.
Марина ДАНИЛЬЧЕНКОВА.
Фото автора.