Как таксисты в снегопад взвинтили стоимость поездки

Уж сколько раз мы поднимали тему работы такси. Она то затухает, то возникает снова – и начинается поиск ответов, почему служба работает не так, как хотелось бы. В конечном счете все сводится к тому, что эта сфера не регулируется законом. А закон вот уже несколько лет ждет доработки в Госдуме. Поводом для сегодняшней публикации стала работа таксистов во время снегопада, накрывшего город на прошлой неделе. Вопросов данный прецедент поднял очень много.

Почему так много?

В пятницу, 12 февраля, цены на поездку в такси взлетели даже не в два раза. К примеру, добраться от кинотеатра «Центральный» до микрорайона Северный вместо привычных 250 рублей можно было не менее чем за 600. А от гипермаркета «Глобус» до Кошелева за 350, тогда как в обычные дни поездка стоит не больше сотни. В социальных сетях тут же посыпался шквал вопросов.

«Что у нас в городе с такси происходит? Может, кто-то объяснит? Сейчас из-за больных ног пришлось ехать из отделения Сбербанка домой на такси. Вызвала 400-400. По счетчику было 74 рубля, но водитель сказал, что должна ему 200 р. Кто у нас в городе отвечает за этот бизнес? Не одна я жалуюсь на беспредел. Как у нас такси работают, что за странные расценки? Мы и километра не проехали, почему так много?» – пишет Ирина Р. В одной из соцсетей.

Десятки горожан рассказывали о «приключениях» с такси: кого-то водитель отказался брать с ребенком, кто-то час ждал «экстренного вызова», но итог беседы сводился к одному: «пассажиры» доказывали, что повышать в несколько раз цену таксисты не имели права, а «водители» убеждали в обратном.

По закону рынка?

«Люди работают на личных авто в тяжёлых условиях, имеют право назначать любую цену. Таков закон рынка. В конечном счете, чем они хуже продавцов лопат, которые тоже воспользовались ситуацией?» – пишет Денис Т.

Не оставил без внимания тему и Дмитрий Павлюченко, руководитель региональной общественной организации содействия автомобилистам «Дорожный патруль Калуга»:

– В часы пик из-за пробок, погодных условий минимальная стоимость поездки вырастает до 200, тогда как минимальная стоимость в обычное время примерно 100 рублей. Просто в такие жуткие пробки и коллапс на дорогах за 100 рублей пассажира никто не повезёт: невыгодно, себе дороже.

Что скажут федералы?

Вопросом повышения цены заинтересовалась и Федеральная антимонопольная служба России. На этой неделе ФАС начала расследование по факту многократного завышения цен на перевозки агрегаторами «Яндекс.Такси» и Uber.

– ФАС проводит расследование на предмет оценки влияния деятельности агрегаторов такси на рынок пассажирских перевозок такси с точки зрения разумности и обоснованности установления цен и комиссий. К сожалению, антимонопольные законы не запрещают факт доминирования на товарном рынке, но запрещают злоупотребление доминирующим положением. Отметим, что цены на рынке такси не регулируются государством. Здесь применяется динамическое ценообразование, то есть, чем выше спрос и/или хуже условия работы, например, плохие погодные условия, существенные затруднения на дорогах, тем выше стоимость услуги, – сообщила в интервью РИА «Новости» начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.

В свою очередь крупные агрегаторы, комментируя претензии пассажиров, отметили, «что цены на поездки формируют алгоритмы, учитывающие множество факторов». Как всегда, мудрёно и ни о чем.

А что же закон?

Словом, итог пререканий пассажиров, водителей, агрегаторов и даже ФАС в очередной раз свелся к тому, что сфера никем не регулируется. Каждый устанавливает свои правила игры и ценообразования. И так будет до тех пор, пока не примут пресловутый закон «О такси». О том, какова его судьба сейчас, рассказал депутат Государственной Думы РФ Геннадий Скляр, представляющий в нижней палате парламента интересы нашей области:

– Сегодня в нижней палате российского парламента идет жесткая дискуссия вокруг данного закона. Нормативно-правовой акт находится в работе комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. Закон очень важный. События последних месяцев показали, что агрегаторы перевозок в малых и больших городах ведут себя как монополисты, диктуя свои условия пассажирам. Новый закон должен поставить в жесткие рамки всех, кто решил развивать данную сферу бизнеса, – отметил парламентарий.

В общем, снова включаем «режим ожидания», поскольку закон, судя по всему, в ближайшее время принят не будет. А это значит, пассажиры и водители снова будут вынуждены решать возникающие проблемы один на один.

Ольга СМЫКОВА