Сын земли калужской
В Обнинске, на улице Белкинской, что глядится в Белкинские пруды, живет человек, о котором сегодня хочется сказать особо. Мы ему многим обязаны. Прежде всего тем, что наш город стал первым наукоградом России, а не превратился в стандартный спутник огромного мегаполиса. Хотя есть и намного более глобальные вещи — о них позже
 

Первый

У этого человека много регалий. Кроме всего прочего, он Почетный гражданин Обнинска, Почетный гражданин Калуги. У него богатая событиями и свершениями судьба — он был и первым председателем Законодательного Собрания области, и ее губернатором, и членом Совета Федерации, и членом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Он выступал на главной европейской трибуне, был знаком с вершителями судеб мира… И с не меньшим интересом общался с хлудневскими бабушками из калужской деревушки на 50 дворов.

13 июня Валерию Васильевичу Сударенкову исполняется 80 лет.

Без привилегий

Родился он неподалеку от Обнинска, в малоярославецкой деревушке. Мальчишками гоняли голубей, и вот еще важное воспоминание из детства: три друга — Валера Сударенков, Роман Соколов и Женя Кениг (известные в нашей области имена!) — совершили сплав по Оке на лодочке, как в известном фильме «Верные друзья». Лодочка со временем не забылась. Уже в годы работы в Совете Федерации Сударенков в декларации об имуществе записал свое пластмассовое плавсредство «Краб-2». Тогда как другие отмечали многоэтажные виллы и роскошные яхты.

«Понимаете, если есть возможность не использовать привилегии, я их не использую, такова моя позиция, — сказал он как-то нашей газете. — Вообще считаю, что любой высокий чиновник хоть изредка должен ходить по городу пешком, ездить в общественном транспорте и запросто общаться с людьми». Сам он, будучи уже губернатором, частенько ездил в Москву на электричках.

Седьмая статья

На вопрос, какое достижение он считает главным в своей жизни, Сударенков отвечает, не особо задумываясь: «Седьмую статью Конституции». В 1993 году он выиграл выборы в сенат. В то время Россия жила вообще без Конституции. СССР распался. Страна стояла на грани раскола, а потому конституционному собранию нужно было срочно предложить обществу основной закон. Но ответа, какую страну мы строим и куда нам нужно идти, у большинства не было. Главное, говорили, чтоб не назад, не в социализм, а потому государство должно быть демократичным и федеративным, а экономика — рыночной. Вот и весь сказ.

Сударенков же бился за то, чтоб государство прежде всего было социальным. Его за это критиковали нещадно, обзывали консерватором и ретроградом, он не сдавался. «Эту мою формулировку — социальное государство — нужно было пробивать, — вспоминает он сейчас. — К счастью, с трибуны Государственной Думы я сумел-таки доказать свою правоту. В статье седьмой прописано, что наше государство — социальное. В этом суть национальной идеи».
Через две недели намечено голосование по новой редакции Конституции. И один из главных ее акцентов — на укрепление социальных функций государства. То, с чего начинал Сударенков, стало лейтмотивом дня сегодняшнего.

«Все взяли из нашей истории»

А в 1994 году он становится первым в истории спикером регионального парламента. В стране Конституция есть, а в области — нет. Ее нужно писать. А как? Начинается работа над уставом области с плотного изучения истории. «Мы опирались на земские традиции, — вспоминает Сударенков, — на дворянское собрание. Все было взято из нашей истории, еще дореволюционной. И потому устав выдержал проверку временем».

Каким же был закон № 1 в Калужской области? Напомним, на дворе стояла середина 90-х, экономика летела в пропасть, останавливались заводы, в магазинах было пусто, дельцы ожесточенно дрались за бывшее советское имущество, каждый — под своим криминальным прикрытием. Казалось бы, нужно в первую голову думать о приватизации, инвесторах, бюджете… «Первым мы приняли закон «О библиотечном деле». Мы этим решили показать приоритет в развитии культуры», — вспоминает Сударенков.

Он всегда ставил и ставит человека на первое место в системе ценностей.

Наталья КОШЕЛЕВА.

НГРЕГИОН.