Смерчи, парниковые газы и разлив в Норильске
Вот и недавняя экологическая катастрофа планетарного характера — разлитие более двух десятков тысяч тонн дизеля из резервуара Норникеля по рекам Сибири — имеет под собой климатическую основу. Глобальное потепление вызвало таяние вечной мерзлоты, бетонная платформа под огромной цистерной разрушилась…
Казалось бы, ну какое отношение все это имеет к Обнинску? Оказывается, самое прямое. Потому что именно Обнинск в состоянии наладить качественный мониторинг за выбросами в атмосферу, следить за концентрацией парниковых газов, определять качественный состав воздуха и находить в нем опасные примеси. Этим занимается «Тайфун». «Вы своего рода врачи для природы», — подчеркнул на недавней рабочей встрече Геннадий Артемьев (что примечательно, проходила она в День эколога).
Катастрофа под Норильском связана в том числе с глобальным потеплением
С паспортом от «Тайфуна»
Речь на ней шла о возможностях обнинского предприятия в вопросах сохранения нашей экологии. «Мы свой дом должны оздоравливать только на основе мнения специалистов, — уверен депутат Госдумы Геннадий Скляр. — Они у нас есть и работают здесь, в «Тайфуне».
К слову, сегодня такое понимание сложилось и в области. Глава региона Владислав Шапша хорошо знает возможности обнинских ученых, и он повернул экомониторинг в регионе так, чтобы максимально вовлечь в него «Тайфун». Выгодно всем: область получает качественные данные, обнинское НПО — работу.
А то ведь как было раньше? О том, что по программе «Чистый воздух» в области уже ставятся станции слежения, Вячеслав Шершаков узнал из третьих рук. Поручать такую работу сторонним организациям на самом деле чревато. Они выполняют контракт поставки, подписывают акт приемки и считают вопрос закрытым. Но даже самая оснащенная, суперавтоматическая станция слежения без участия специалиста мало что даст для понимания состояния среды.
«В одном из сибирских городов после установки автоматических станций вдруг обнаружили резкий скачок загрязнения воздуха от выхлопных газов, — вспоминает Вячеслав Шершаков. — Обратились к нам: в чем, мол, причина? Оказалось, не произошло ровным счетом ничего нового — просто прежде в течение суток проводились четырехразовые измерения, и они не попадали на часы пик».
«В Обнинске и области мы все делаем по уму, — продолжает Вячеслав Михайлович. — Конечно, нам очень важна поддержка областной и городской власти. Сейчас благодаря решению губернатора никаких действий по программе «Чистый воздух» без
«Тайфуна» не будет. И в итоге каждый житель на карте увидит реальную картину состояния воздуха — с отображением всех станций слежения, всех объектов и всех подробностей».
«Мало того, — вмешался Геннадий Скляр, — сейчас губернатор уже ставит вопрос о том, что от новых производств, которые мы размещаем на территории области, будут требовать экологическое заключение. И выдавать его будет тоже «Тайфун».
Опасность на северо-западе
Многие в городе знают, что на метеовышке установлена базовая станция слежения. Этого, как говорят обнинские экологи, пока вполне достаточно для того, чтобы мониторить состояние атмосферного воздуха. Но нужно думать и о будущем. И тут перспективы понятны — растет Ворсинская промышленная зона (там «запасы по экологии» уже на пределе), на Обнинск быстрыми темпами надвигается Новая Москва: понятно, что из «старой» столицы предприятия будут переезжать именно сюда. «Мы должны прикрыть город с северо-запада еще одной станцией слежения», — считает Шершаков, и на «Тайфуне» уже готовы ее установить.
Передвижная станция экомониторинга «Тайфуна»
С Росатомом вместе
А отработать все программы радиационного мониторинга, чтобы потом масштабировать их на всю Россию и даже выдавать на экспорт, можно с участием Росатома.
Росатом несколько лет назад сделал Обнинск точкой своих географических приоритетов. И то, что в Обнинске начинают запускать Инновационный научно-технологический центр, — тому еще одно подтверждение.
«Во всех проектах ИНТЦ экологические требования будут идти в приоритете», — пообещал Геннадий Артемьев. А Геннадий Скляр подтвердил: «Мы получаем преференции от государства, а взамен должны показать пример по-настоящему чистой экономики».
Заинтересован в этом и Росатом. Сегодня он нацелен на строительство своих атомных станций по всему миру. «В мире есть понимание, что никакая альтернативная энергетика не обеспечит растущих потребностей в энергии, — уверен Вячеслав Шершаков. — Но когда речь заходит об атомных станциях, заказчик хочет быть уверенным не только в их безопасности, но и в отсутствии значимого воздействия на окружающую природную среду. То есть Росатом должен постоянно подтверждать это. И мы готовы ему в том помогать».
Обсудить это взаимодействие с руководством госкорпорации решили совсем скоро — уже в конце июня. И произойдет это на площадке Атомного Сколково.
Наталья КОШЕЛЕВА.
НГРЕГИОН.