День Победы в этом году особенный. Этому есть несколько причин. Во-первых, мы отмечаем юбилейную дату — 75-летие решающего события отечественной истории. Во-вторых, в этом году россияне могут встретить праздник в кругу самых близких людей, вспомнить о родных — героях войны, пересмотреть старинные фотографии, и, возможно, придумать семейную акцию Победы.
Главное, 9 мая дает повод обратиться к истории своей семьи, своего рода. Бабушки и дедушки в этот день могут рассказать внукам, как их семья пережила войну, кем были их родители.
Сегодня редко встретишь молодого человека, который помнит, как звали его предков, которые жили, например, три поколения назад. О подвиге героев войны еще сохраняется память, благодаря общению с очевидцами событий, деятельности военно-патриотических клубов. Но что, если спросить об истории семьи до военного времени? Человек начинает путаться, теряться… Почему так происходит?
Приведу пример. Юноша вырос в многодетной семье. Он только начал входить во взрослую жизнь, как грянула Великая Отечественная война. К счастью, вернулся с фронта живым, женился. От фабрики семья получила квартиру в Москве. Обосновались там, а небольшой дом в селе пришлось оставить.
Шли годы. Мужчина вырастил детей, воспитал внуков. Семья очень его любила. Внуки с восторгом смотрели на медали, которые хранились в специальной шкатулке, а когда подросли, любили говорить: «Наш дед — герой Великой Отечественной войны».
Правда, родные особо не спрашивали, чем жил дедушка после войны, кем были его мать и отец. Когда пожилой человек заговаривал с внуком или с дочерью о своих предках, пытался рассказать о казачьих корнях рода, о старинном доме, который сделали в селе историческим музеем, те ласково гладили его по плечу и приговаривали: «Мы с тобой это обсудим… Только не сейчас, ладно?» Дедушка грустно улыбался и замолкал.
Прошли годы, старик сильно заболел. Отвезти его в родное село, и самим увидеть дом-музей, в котором хранилось обмундирование их прапрадеда, так и не получилось. Да и в каком селе этот дом находится, уже не у кого было спросить, а может и села этого нет, и дома-музея нет. Дедушка умер, и связь с прошлыми поколениями разом оборвалась.
Спохватились поздно. Хотели узнать в архивах какие-то сведения о своем славном роде. Удалось выяснить лишь некоторые противоречивые факты. Чтобы в архиве узнать о своих предках, которые родились до революции, надо знать в каком селе они жили, и прихожанами какого храма были, т.к. до 1917 года все записи о рождении, браке и кончине вносились в метрические книги приходов.
«Да вы у родных что-нибудь спросите», — посоветовал им сотрудник архива, а родные только руками развели. И так связь с предками прервалась. А так даже по воспоминаниям и обрывочным рассказам можно узнать родословную. Ведь семья — это ведь главный хранитель истории.
Другой пример. Есть храм в небольшом селе, у стен его кладбище. Там похоронена мать фронтовика, женщина, вырастившая пятерых детей. Один из сыновей с войны не вернулся. Вдовами остались несколько ее дочерей. Точное место захоронения бабушки никто из ныне живущих внуков, правнуков, не знает… Конечно, многое перепутала война. Но что мешает родным приехать в храм, у стен которого могила прабабки, помолиться об ее упокоении, об упокоении ее детей? И не только самим помолиться, но и детей и внуков научить, так они запомнят их имена.
Отношение к истории формируется в семье. Незнание биографий и имен близких родственников перерастает в незнание истории родного края, родной страны.
Всемирно известными можно назвать события, произошедшие в Хатыни. Но немногие знают, что в Жиздринском районе Калужской области за время оккупации было уничтожено 246 таких же населенных пунктов, как Хатынь. Больше двух сотен деревень и сел с людьми… Эти цифры приводят в трепет.
Саму Жиздру стерли с лица земли. Ее уничтожали планомерно: закладывали дома взрывчаткой, поджигали деревянные постройки, а ветер гнал огонь дальше по улицам города. Немцы не оставили даже печных труб: взорвали их.
Еще во время пребывания в Жиздре оккупанты расстреливали многодетные семьи, например, Миловановых — семь человек. Не пощадили даже бабушку семидесяти лет и беременную невестку. Временами на улицах и на окраинах города находили расстрелянных неизвестных людей. Немцы издевались над женщинами и детьми: убивали без особой причины.
В Покровском храме Жиздры во время оккупации служил отец Гавриил Фатеев. Несмотря на зверства фашистов, он открыто молился о победе русского воинства в войне. Об этом знали многие жители города, но никто не донес на него в гестапо.
Перед отступлением немцы угнали часть населения Жиздры в Германию, другие жители погибли. Лишь некоторым удалось скрыться у партизан.
«Жиздры больше нет», — писал военный корреспондент, увидевший, что осталось от города после отступления врага. «Немецкие поджигатели облили бензином, подожгли, подорвали толом каждое здание этого города. Они превратили в развалины городской собор, церковь, лучшие дома города — библиотеку, больницы, все школы. Здесь нет больше тепла. Люди не живут здесь». Тяжело это читать даже сейчас.
Между тем, до революции Жиздра была административным и культурным центром одного из уездов Калужской губернии. В городе росли липы и тополя, цвели сады.
В Жиздре было пять православных храмов, один из которых — деревянный в честь преподобного Сергия Радонежского, был построен еще в 1760 году без единого гвоздя. Он считался памятником русского зодчества.
После немецкой оккупации из 13 500 тысяч жителей Жиздры обратно вернулось 1 014 человек.
Когда город начали восстанавливать, оказалось, что большие территории, находящиеся рядом, были заминированы. Тогда офицерам пришлось обучить обезвреживанию боеприпасов юношей и девушек шестнадцати-семнадцати лет. Им удалось очистили большие участки от мин. Многие молодые люди тогда были ранены осколками, а некоторые погибли.
Историческая память — одна из основ жизни народа. Когда люди, особенно молодое поколение, знают историю своей семьи, родного края их многое объединяет.
Очень отрадно, что в Жиздре память о людях, погибших в годы Великой Отечественной войны сохраняется благодаря молодежи. Они постарались собрать средства для установки памятника «Жиздринские Хатыни», который теперь является достопримечательностью города. Такие примеры заставляют радоваться, что молодое поколение — люди неравнодушные. Они знают о подвиге своих предков и помнят о них.
Я рассказал лишь об одном историческом эпизоде, с которым связаны тысячи судеб. Кто интересуется биографией родных, невольно узнает о таких памятных событиях. И он никогда не усомнится, что День Победы — очень значимый праздник для каждого россиянина.
Важно приобщать детей к истории семьи, а через нее к истории родного края. В праздничный день можно придумать особую семейную акцию, и посвятить ее Дню Победы: например, опубликовать в интернете рассказ о своем родственнике — свидетеле войны. Можно вместе создать альбом с фотографиями прапрадедов, прадедов, бабушек, дядей и тетей, с кратким описанием ярких эпизодов из их жизни. Путь он станет семейной реликвией. В него можно вклеить и фотографии своей семьи, ребенка: тогда он будет ощущать особую связь с родными, судьбы которых запечатлены на фотоснимках.
Некоторые подростки, быть может, захотят придумать короткий видеоролик о герое войны: придумать текст, записать голос на телефон, а документальные кадры найти в интернете.
9 мая — это повод позвонить пожилым родными. Можно не только поздравить их с праздником, но и узнать какие-то детали из жизни прабабушки и прадедушки. Думаю, многие из пожилых людей будут рады такому внимательному отношению к истории семьи и поделятся фактами, о которых вы раньше не знали.
Надеюсь, что этот День Победы станет прекрасным поводом для того, чтобы вспомнить историю своей семьи. Пусть дети гордятся и героями войны, и героями мирной жизни, узнают историю страны через судьбы близких.
Митрополит Калужский и Боровский Климент.