Библиотекари района проводят целенаправленную работу по повышению правовой грамотности населения. Нередко незнание законов и своих прав осложняет людям жизнь. Если возникает тот или иной вопрос, например, по ущемлению прав потребителя, найти ответ помогут библиотекари, вооруженные необходимой информацией. В книжном фонде библиотек имеется много литературы по праву, дополняют ее районная газета, областные, центральные периодические издания, где есть рубрики «Человек и закон», «Азбука потребителя» и другие.
Этот богатый арсенал борьбы потребителя за свои права можно и нужно использовать. А чтобы библиотекари могли грамотно помочь обратившимся со своими проблемами, они учатся сами. Семинар по теме «Правовой диалог: библиотека и правовая грамотность» дал возможность подвести итоги работы центра правовой информации, обсудить опыт деятельности библиотек по воспитанию населения, особенно молодежи, в духе уважения к закону.
Книжная выставка «Научись защищать свои права» содержала издания, в которых можно найти не только теоретическую информацию по вопросам прав потребителей. В разделе «Что нужно знать потребителю» были представлены образцы различных документов. Библиотекари сельских библиотек получили новую информацию из базы «Консультант Плюс» об изменениях в законодательстве за последний период. Методист ЦРБ Е. М. Ханченкова выступила с рекомендациями, какие мероприятия можно провести с читателями по вопросам правовой грамотности.
Об изменениях в Законе «О защите прав потребителей» рассказала главный специалист отдела экономического развития и архитектуры администрации МР «Спас-Деменский район» Л. Г. Янченко. Любовь Григорьевна подробно остановилась на новых требованиях, распространяющихся на товары и услуги, приобретенные для индивидуального пользования. Это касается не только торговли, но и платных услуг здравоохранения, образования, банковской деятельности, туризма, коммунальных платежей и т. д.
Как показывает практика, чаще всего потребители обращаются по поводу покупки некачественных или неисправных товаров. Л. Г. Янченко заметила, что в конфликтных ситуациях потребители допускают ошибки, действуя не по закону. На конкретных примерах специалист проинформировала, как правильно оформить претензию, исковое заявление в суд, провести экспертизу. Изменения в законодательстве, касающиеся приобретения сложной бытовой техники, электротоваров, продуктов питания уточняют позиции граждан в спорах с теми, кто реализуют товары.
Грамотный потребитель знает свои права и умеет их отстаивать. А воспитывать такого потребителя нужно начинать с юного возраста. В детской библиотеке библиотекарь О. А. Дедушкина шестой год работает с юными читателями по правовой программе. С использованием литературы, адаптированной для разных возрастных групп, проводятся занятия, позволяющие детям в игровой форме путешествовать по правовой стране. Накопленный опыт работы с детьми способствовал созданию клуба «Юный правовед». Новый формат позволил активизировать знакомство школьников младших классов с правовыми аспектами. На примере одного из прошедших мероприятий Ольга Дедушкина показала коллегам, как с помощью презентаций, викторин, игр заинтересовать детей, подвести их к самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.
В ходе семинара библиотекари выполнили практическое занятие в центре правовой информации, просмотрели презентацию о работе ЦПИ. Они смогли больше узнать о системе «Консультант Плюс», как в ней работать, как найти закон или нормативный акт, ответ на интересующий вопрос. Полученные знания позволят библиотекарям вести правовой диалог с жителями грамотно и доступно, помогая им в решении возникающих вопросов.
Антонина Бесова.