Когда человек берет в руки любую печатную продукцию, будь то газета
или книга, он редко задумывается о том, как она была сделана,
сколько и чьих сил вложено в каждую буковку, слово и как вообще происходит  процесс печатания. А вот некоторые спасдеменцы еще помнят выход в свет многих номеров районной газеты, потому что работали 

в местной типографии.

IMG 6433

Долгие годы над созданием районной газеты трудились два коллектива, два предприятия. Точнее, это был тандем - редакция газеты, а внутри нее производственный цех - типография, коллектив которой был достаточно многочисленный: наборщики текста, печатники, резальщик бумаги, наладчик и многие другие. И хотя в типографии был свой директор, все работали на одно  - выпуск газеты. Производственные задачи у коллективов были разные - одни наполняли издание новостями, фотографиями, придумывали, чем заинтересовать читателей, другие должны были своевременно и качественно все отпечатать, но работа двух коллективов друг без друга не имела смысла. Они работали как единый слаженный механизм и вместе шли к общей цели - вовремя выпустить очередной номер. О нелегких, но интересных трудовых буднях никогда не забудет Екатерина Ивановна Филимоненкова, отработавшая в районной типографии 26 лет. За это время она освоила все нюансы печатного дела. На долю этой женщины выпало множество лишений и испытаний: Великая Отечественная война, голод и разруха.
 
Тернистый жизненный путь
 
Родилась Екатерина Ивановна в 1928 году в деревне Малые Внегощи. Девочка закончила четыре класса, когда началась война. В 1943 году, когда немцы оккупировали район, ее семью вместе с другими жителями угнали в Рославль. 
- В лагере пленников содержали в нечеловеческих условиях: мы спали на соломе, ели баланду, жили в холоде и голоде. В скором времени от тифа умерла моя тетя. Сиротами остались трое ее детей. Моя мама взяла их к себе, - со слезами на глазах вспоминала бывшая малолетняя узница.
На этом дурные вести не закончились.  Перед глазами вернувшейся из концлагеря поредевшей семьи Филимоненковых вместо родной хаты предстало пепелище. От десятков жилых домов остались лишь печные трубы. Местным жителям пришлось жить в землянках, а  многодетной семье Филимоненковых под жилье определили немецкую баню.
- Жили тяжело, питались подножным кормом: ели в основном крапиву, ведь от лебеды животы пухли, за радость была и гнилая картошка. В июне 1944 года умерла моя мама, у меня на иждивении остались двоюродная сестра Наташа и два брата - Иван и Толик. В 16 лет я стала для них мамой, - с горечью добавила Екатерина Ивановна.
 
В труде  прошла вся  жизнь
 
С тех пор Екатерине еще немало испытаний досталось. Известное дело - сиротская доля несладкая. В скором времени умерла и Наташа. Молоденькая девушка устроилась на работу в колхоз, где, как и все, трудилась за трудодни. А чтобы прокормить малолетних детей, бегала в лес за ягодами, продавала их, а на вырученные деньги покупала хлеб. 
- В колхозе взяла большой участок земли, завели хозяйство и постепенно стали обживаться, мальчишки пошли в школу, но все равно денег на житье не хватало. Пришлось перейти на работу на швейную фабрику. А когда услышала, что в типографию требуется работник, отправилась туда, - поделилась женщина.
Правда, по словам Екатерины Ивановны, устроиться туда ей удалось только со второй попытки. Поначалу она убирала два кабинета, а в свободное время осваивала набор текста. Быстро училась, хотя работа была сложная, требующая большого внимания и грамотности, ловкости рук. Через пару месяцев девушка стала штатной наборщицей. С этого момента Екатерина Филимоненкова всецело погрузилась в печатное дело.
- Главным редактором тогда была Анна Андреевна Зубкова. Именно она дала мне напутствие в начале моей трудовой деятельности. Первое время было сложно. Номер газеты готовили сотрудники редакции. Корреспонденты собирали новости для выпуска, писали статьи, корректор читал и исправлял ошибки, фотограф делал снимки, а ответственный секретарь собирал все воедино и рисовал макеты газетных полос, чтобы было видно, где и какой материал должен стоять на странице. Вот эти схемы полос будущей газеты вместе с отпечатанными на машинке листами текстов попадали в типографию.  Сначала полосу верстали на гранке, потом относили ее в печатный цех. Когда все было готово, с полосы делались контрольные оттиски и отправлялись на проверку корректору. Если он находил ошибку, приходилось исправлять. Поэтому я всегда старалась быть предельно внимательной и не допускать никаких оплошностей. Впрочем, случалось всякое. В типографии трудились в основном женщины, хотя условия работы были тяжелыми и вредными для здоровья. Часто, печатая газету, мы задерживались допоздна, не считаясь со своим личным временем. Когда установили станок, работать стало легче, - продолжила свой рассказ бывшая наборщица. 
Екатерина Ивановна проработала в типографии до пенсии, была наставником молодых. Недавно она отметила свое 93-летие. Это солидный возраст, подразумевающий немалый жизненный опыт и мудрость. Ей пришлось многое повидать, пройти через трудности и потери, но, несмотря на все это, она жизнерадостна и на судьбу не жалуется. 
 
Битва эпох
 
Большую часть своего существования районка выпускалась в спас-деменской типографии. Газета и ее печать казались вещами неразделимыми, но с приходом новых технологий газету стали создавать по-другому. Ушли в прошлое печатные машинки, вместо них появились компьютеры. На этих чудо-машинах с помощью новых программ стало возможно набирать статьи и верстать полосы. Это потребовало оборудования, которым местная типография не располагала. Не выдержав конкуренции, она вынуждена была объявить о прекращении своей деятельности. И сегодня  сверстанные полосы районной газеты по электронной почте отправляются в областную типографию, где и печатается газета «Новая жизнь», а также многие другие районные газеты. Отмечая юбилей газеты, было бы несправедливым не вспомнить добрым словом всех работников спас-деменской типографии. К сожалению, многих уже нет, но жива добрая память о них. В архивах хранятся фотографии тех лет. Остались и рукотворные свидетельства их труда - номера «Новой жизни». Поэтому можно поспорить с утверждением, что газетная статья - «скоропортящийся продукт». Некоторые наши земляки с интересом перелистывают подшивки районки за прошлые десятилетия, ведь в отдельных случаях это единственные реальные свидетельства того времени.
Екатерина Никишкина.
Фото автора и из архива газеты.