80 лет отделяют нас от такой трагической и в то же время такой героической даты -  22 июня 1941 года. Все острее мы осознаем истинную, всеохватную правду о войне, которая остается в сердцах и памяти разных поколений как великое, историческое, выстраданное народное достояние. 
7654
Если о ветеранах Великой Отечественной войны, а также тружениках военного тыла говорится много, в высшей степени заслуженно и гордо, то об узниках немецких концлагерей, как правило, недостаточно. Концлагеря не зря получили название лагерей смерти. С 1933 по 1945 годы через них прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, при этом каждый пятый узник был ребенком. Для нашей страны - это особая дата, так как около пяти миллионов погибших являлись гражданами СССР.
Ежегодно 11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата выбрана не случайно, она была установлена в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, которое произошло 11 апреля 1945 года, а 22 июня 1988 года был образован Международный союз бывших малолетних узников фашизма.
На момент образования в Международный союз бывших малолетних узников фашизма входило примерно 1,2 миллиона бывших малолетних узников, в 2018 году их осталось 300 тысяч и с каждым годом становится все меньше и меньше.
 
К мученикам гитлеровского зловещего «нового порядка» горестная правда о войне относит и несовершеннолетних узников фашизма, среди которых немало и жителей Спас-Деменского района. На поколение бывших малолетних узников выпал тяжкий крест пережить то, что разумом тяжело понять. Месяцы и годы их детства прошли на нарах и в сараях на чужой земле под лай собак и свист плетей надзирателей.
Сегодня их, в годы войны чудом оставшихся в живых, в нашем районе проживает 348 человек. Среди них - Валентина Кирилловна Иванюшкина. Она, как и многие малолетние узники, иногда вспоминает пережитое и делится с окружающими, но не для того, чтобы напугать, а чтобы сохранить память о подвиге и стойкости русского народа. 
Родилась Валентина Кирилловна в мае 1941 года, поэтому о войне помнит совсем немного, воспоминания сложились из рассказов бабушки, мамы и старших братьев.
- Время войны - это страшные годы моего детства, пережить которые не пожелаешь никому. С 22 июня 1941 года спокойный семейный уклад жизни спасдеменцев резко изменился. Уже в первый день войны моего отца Кирилла Васильевича вместе с другими мужчинами призвали на защиту Отечества. Мы, детвора, мало понимали, что происходит, пока не начались бомбежки, - не сдерживая волнения, начала свой рассказ Валентина Кирилловна.
До войны семья Иванюшкиных жила на улице Октябрьская в доме №1, но однажды во время бомбежки один из снарядов попал в их дом, после чего он сгорел. Тогда семья с тремя детьми переехала в деревню Липовка Буднянского сельского совета, где жили дедушка и бабушка по линии отца. А во время оккупации немцы выгнали всю семью буквально на улицу, тогда им пришлось ютиться в амбаре. Там дедушка Валентины заболел и умер от воспаления легких. Валентина Кирилловна была совсем маленькой, когда ее вместе с бабушкой, мамой и двумя старшими братьями немцы погнали в неизвестность.
- Под дулами автоматов обоз из нашей деревни двинулся в сторону Рославля. Бабушку кто-то посадил на телегу, и она всю дорогу держала меня на руках. Мама и старший брат Толик шли пешком, а четырехлетнего Володю какой-то мальчишка посадил к себе на велосипед. По пути к нам присоединялись повозки из других деревень. Так мы шли долго, наконец остановились у ворот, опутанных колючей проволокой, словно паутиной. Так мы оказались в концлагере. То, что нам пришлось пережить там, мама вспоминала как кошмарный сон. Это голод, холод, унижения и бесконечные слезы и рыдания. Кормили один раз в день какой-то баландой, - поделилась страшными воспоминаниями малолетняя узница. 
Так в жесточайших условиях пленники проводили дни, не зная, что происходит на фронте. Больше о жизни в лагере женщина ничего не помнит, ведь пробыли они там недолго. По неизвестным причинам всех пленников немцы распределили по окрестным деревням. Начались очередные мытарства семьи Иванюшкиных.
- Мы, малые дети, просили милостыню, и люди жалели нас, делясь теми крохами, которые так тяжело доставались в то время, - рассказала женщина.
Окончилась война, люди стали возвращаться на родину. Избежав смерти в концлагере, вместе с родными вернулась в Спас-Деменск и маленькая Валентина. Немногим ранее с фронта на костылях вернулся глава семьи. Кирилл Васильевич был тяжело ранен под Сталинградом и год провел в госпитале. Если и вернулось детство к маленькой девочке после Победы, то прошло оно в руинах и постоянном голоде, впрочем, как и у большинства детей в послевоенные годы. 
- Так как наш дом сгорел, отца определили в дом к семье Макаровых. Дядя Федор и тетя Дуня тоже были в концлагере, к ним пришли жить и мы, а уже потом нам выделили свой дом, окна которого наполовину были засыпаны опилками. Жили мы бедно. Ели жмых, мама варила суп из крапивы и лебеды. Папа устроился закройщиком на фабрику, тогда же родилась младшая сестра Нина, - поделилась женщина.
Постепенно жизнь семьи стала налаживаться, а немцы, голод и лагерный быт остались позади. После школы Валентина поступила в учетно-кредитный техникум. С учебой девушка справлялась отлично и поэтому сразу после ее окончания Валентину направили на работу в госбанк, где она отработала почти 40 лет.
В 1998 году Валентина Кирилловна вышла на заслуженный отдых. На пенсии женщина не унывает. Она принимает активное участие в жизни клуба «Ветеран», любит землю. Бывшая малолетняя узница и сегодня сажает огород, а вокруг ее дома много цветов,  но все же иногда память возвращается в далекий день 1941 года, когда было раскрошено под бомбежками и растреляно ее детство.

Екатерина Никишкина.