Николай Никифорович Болтовский родился 19 декабря 1905 года в деревне Поповщина Мстиславского уезда Могилевской области в крестьянской семье. Уже это предрекало трудный жизненный путь.
С пятнадцати лет батрачил у зажиточных крестьян. С 1926 по 1937 год - на советской и хозяйственной работе в Белорусии и на Смоленщине. С 1938 года трудился в органах юстиции. Его карьера на этом поприще была прервана войной. С ее первых дней Николай Никифорович воевал на фронте, а после Победы два ордена Красной Звезды и многочисленные медали всегда сияли на парадной одежде, которую майор в отставке надевал в торжественных случаях. Тяжелое ранение не дало пройти до конца путь солдата-освободителя. Демобилизовавшись, Николай Никифорович вернулся к прежней работе прокурором и до 1953 года служил в органах юстиции, а затем его назначили народным судьей. С 1954 года и до конца своей жизни, до ноября 1975 года, Николай Никифорович Болтовский - бессменный народный судья Спас-Деменского района.
Послевоенный период был трудным. Район восстанавливали из пепла, и в это время правопорядок, сохранение соцзаконности, укрепление трудовой дисциплины становились наиглавнейшими задачами правоохранительных органов. Допоздна горел свет в рабочем кабинете судьи, который занимался разбором судебных дел. Строгий и справедливый, бескомпромиссный и в то же время мудрый, чуткий и отзывчивый к запросам и нуждам спасдеменцев, активный участник общественно-политической жизни района (член райкома КПСС, депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся), старый коммунист (с 1927 года), страстный охотник и рыболов, любящий муж и заботливый отец двух дочерей и сына - таким знали его все.
Николай Никифорович оставил значительный след в нашем районе. Худощавый, с густыми черными бровями над пронзительным взглядом карих глаз, с чуть заметным белорусским акцентом, он вел судебные заседания как хорошо разыгранный спектакль, помогал ему в этом острый язык. Юмор сквозил почти в каждом вопросе, который задавал подсудимому или истцу. И зал, практически всегда переполненный, взрывался от хохота. Однако это ни в коей мере не сказывалось на вынесении приговора: народный судья Николай Никифорович Болтовский принимал принципиальные решения, так как непримиримо относился ко всякого рода беззаконию. В своей жизни Николай Никифорович руководствовался одним принципом: законы написаны не только для масс, но и для тех, кто их принимает.
Нередко его судебные заседания проходили на выезде, в совхозных и колхозных клубах, чтобы стать «наглядным пособием» для людей. Он считал своим долгом воспитывать из и живым словом. Часто приходил в трудовые коллективы, где выступал с лекциями и беседами на правовую тематику и всегда с примерами из жизни. Использовал для этого районную газету. Рубрика «Из зала суда» ежемесячно появлялась на ее страницах. Непререкаемым авторитетом Николай Никифорович Болтовский пользовался и в вышестоящих инстанциях. В Москву ушли документы на подпись о присвоении ему звания «Заслуженный…», но получить его он не успел. Как всегда, 24 ноября 1975 года Николай Никифорович допоздна задержался на работе. Домой, на Гвардейский переулок, где ждала жена, шел в сгустившейся темноте. Поужинал, прилег… ночью, уже 25 ноября, неожиданно остановилось сердце.
У Фридриха Энгельса есть такие слова: «…личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает…». По всенародному признанию Николай Никифорович Болтовский делал свое дело честно, справедливо, с гражданской ответственностью, строго руководствуясь законом. Смерть неожиданно оборвала жизнь этого замечательного человека в полном расцвете сил и профессиональных достижений. Однако добрая память о нем жива до сих пор.
Из открытых источников.