Выросшие под надежным крылом родительской любви дети отправляются во взрослую, самостоятельную жизнь. Родителям предстоит строить свою жизнь уже в изменившихся условиях. Одни воспринимают перемены в жизни как негативные, сопротивляются им, другие - как естественные. «Отпустить птенца» в новую жизнь проще родителям, которые вели активную социальную жизнь, у которых есть увлечения, друзья и работа.

Синдром "пустого гнезда" - это не болезнь, но длительное пребывание в этом состоянии может привести к болезни. Это негативные эмоции, чувства, которые могут испытывать родители из-за того, что повзрослевший ребёнок покинул родительский дом: уехал учиться, работать, переехал в другое место, ушёл в созданную семью. Родители скучают по ребёнку и переживают за него. Ребенок давал много положительных эмоций, а теперь он не рядом, возможно, далеко.
Психологическая гибкость с возрастом уменьшается, и человеку все труднее приспособиться к новым условиям. Этот период труднее переживают женщины: у них может возникнуть ощущение бессмысленности существования.
Чаще всего синдром "пустого гнезда" свойственен людям, которые по максимуму посвящали время, ресурсы интересам ребёнка, жили его жизнью, подстраивая свою… Ребенок не должен становиться центром вселенной Семьи и также обслуживать одиночество взрослого. Взрослый ребенок может оказывать поддержку, если хочет, но вам следует опираться на себя.

Как подготовиться к расставанию с повзрослевшим ребёнком. В жизни взрослого человека кроме ребёнка должно быть несколько опор, минимум четыре. Опорой могут быть супружеские отношения, карьера, увлечения и другое. Старайтесь, чтоб они приносили вам удовольствие, давали ощущение удовлетворения достигнутым, помогали чувствовать близость и контакт с другими людьми. Подкрепите супружеские отношения. Проводите больше времени со своим партнером, обсуждайте интересные двоим темы и не только про детей.
Если ребёнок чувствует, что он является связующим звеном между родителями, то чаще всего он неосознанно сопротивляется взрослению. Желание "улететь" у него может не появиться. Это грозит тем, что он будет избегать жить полноценной жизнью, может заболеть, принимать психоактивные вещества, свяжется с дурной компанией, может жить с тем, кого выберут родители, или вообще предпочтет жить только с вами, разделяя ваше одиночество. Родители не вечны, как он будет жить потом?

Что делать, когда ребёнок уже уехал.
Признать свою печаль. Вспоминайте, как проводили вместе время, но возвращайтесь в настоящее. Говорите о своих эмоциях с близким человеком или записывайте их в дневник. Дневник - прекрасный метод самоконтроля, который позволяет распознавать негативные мысли ещё "на подходе". Ведение дневника помогает справиться со своими чувствами, научиться лучше понимать себя и анализировать свое состояние.
Многие родители боятся отпустить повзрослевшего ребёнка из-за страха, что он их разлюбит и станет чужим. При близких доверительных отношениях это невозможно. Ребёнку в любом возрасте важны любовь, понимание, поддержка и молитва родителей. Лучше подумайте, какими вас хотели бы видеть взрослые сын и дочь. Полагаю, что активными, жизнерадостными, веселыми, целеустремленными, увлеченными…. Старайтесь соответствовать их ожиданиям.
Повзрослевший ребенок, покидая родительское "гнездо", тоже испытывает стресс, поэтому старайтесь при детях не демонстрировать свои страхи, тревогу и беспокойство. Старайтесь менее критично относиться к ошибкам молодости, все-таки они тоже учат жить. Поддерживайте общение на расстоянии - договоритесь о звонках, общайтесь в семейном чате. Это позволит сохранить чувство близости с родными.
До отъезда родители жили отчасти расписанием и жизнью ребёнка. Ощущение появившейся пустоты со временем ослабнет, восполняйте свою жизнь новыми впечатлениями.
Прислушайтесь к себе, вспомните, чем нравилось заниматься раньше, но времени не хватало. Запишите все, что вы когда-то хотели сделать, закрепите список на видном месте и начните осуществлять. Выберите одно-два интересующих вас занятия: вокал, танцы, игра на музыкальном инструменте, рисование, лепка, гончарное дело, гимнастика.
Счастлив тот человек, который смог воспитать ребёнка, у которого есть свои мечты, цели в жизни, и он готов жить самостоятельно. Отнеситесь к этому этапу с благодарностью и освободившееся время используйте для повышения качества своей жизни.
Н. Архипова,
психолог  ГБУЗ КО «КОЦОЗиМП».