Чем дальше уходит школьное прошлое, тем теплее о нем воспоминания. За чередою прошедших лет оно кажется почти счастливым, потому что плохое не задерживается в памяти, а хорошее со временем становится еще дороже, постепенно обрастая ореолом далекого света, манящего своей недостижимостью.

Всегда готовы

В 1982 году я окончила городскую школу №1, которая в то время носила имя Максима Горького. С высоты прожитых лет мне кажется, что главное, чему научила меня школа - не бояться трудностей, уметь отвечать за свои поступки, с пониманием относиться к окружающим людям, не носить в сердце тяжесть зависти. Ничего не вижу плохого в том, что в школьные годы была октябренком (ровесники, помните "только тех, кто любит труд, октябрятами зовут"), потом пионеркой ("клич пионеров - всегда будь готов") и комсомолкой (по комсомольской путевке один год работала в совхозе "Дубровский" после 10-го класса и нисколько об этом не жалею).
Десять школьных лет со своими радостями и огорчениями пролетели быстрой птицей. И во все времена рядом с нами были наши учителя, которые делились знаниями, умело и терпеливо по капелькам вкладывали в нас частичку своей души, учили, поддерживали, направляли.

Первая учительница - Зинаида Ильинична Дятлова - строгая, всегда с красивой прической и ровным голосом учила нас не только грамоте, но и умению правильно распорядиться своим временем после уроков. Помню, что безоговорочно верила ей, когда она говорила, что мы должны тщательно выполнять домашнее задание, ведь каждого из нас она видит по телевизору...
В 3-м классе у нас преподавала Мария Федоровна Сыромяк: делилась знаниями и теплом своей души, учила с уважением относиться ко взрослым, не обижать ближнего, помогать друг другу.
В начальной школе в нашем классе на стене висел уголок со списком учеников. Напротив каждой фамилии - звездочки по числу пятерок или добрых дел. Такая наглядность действовала лучше любых нравоучений.
Нельзя не сказать несколько слов о нашей пионервожатой Ольге Викторовне Голубковой. Совсем юной девушке с обаятельной улыбкой и добрым сердцем, ставшей кумиром для многих ребят, кажется, совсем не составляло труда вовлекать их в общественную деятельность.
Анна Сергеевна Иванова преподавала русский язык и литературу. Она поощряла самостоятельность, заставляла больше читать. В ее кабинете силами учащихся была собрана библиотека из программных произведений. Мы часто вместе с учителем разгадывали кроссворды. Помню, что я входила в число дежурных по ряду, которые на перемене проверяли домашнюю работу у одноклассников, а в начале урока докладывали, кто задания выполнил и сколько совершил ошибок, - это поручение обязывало самой тщательнее готовиться к занятиям.
В средних классах биологию вела Екатерина Феодосьевна Азаренкова, она же - наш классный руководитель. Невысокая, но очень сильная духом и непоколебимо требовательная - она делала все, чтобы сплотить наш класс общей идеей и сделать его лучшим в школе- и в учебе, и в сборе макулатуры и металлолома, и в лагере труда и отдыха, и в конкурсе стенгазет к Новому году.
Эти же традиции продолжила Нина Ивановна Сидорова, которая преподавала математику и с 9-го класса стала нашим классным руководителем. Мне запомнилась ее мудрая сдержанность и справедливость.
Химию преподавала Тамара Андреевна Коршунова. Очень грамотный специалист и замечательный человек. Помню, как она старалась помочь каждому. Меня в 10-м классе "тянула" на пятерку за год. "Выходи к доске, ответишь на пять, за год пятерка будет", - сказала Тамара Андреевна. Я отказалась: "Все равно не сдам выпускной экзамен на пять..." Но химию сдала на пять, а вот в аттестате стоит четверка, потому что когда-то не поверила в свои силы, согласилась на меньшее. А она в меня верила.
Незабываемым светом добра и участия всегда были наполнены глаза Лилии Тимофеевны Сидоровой. Очень вежлива и непревзойденно тактична, наша учительница географии никогда не повышала голос, мне кажется, что даже шалости некоторых ребят не могли вывести ее из равновесия. Мы ее очень любили.
Валентина Дмитриевна Наумова тоже была уважаема и любима. Но ее предмет- физика казался сложней географии, поэтому у нас с Валей Беловой, сидевшей со мной за пятой партой, возникало некоторое беспокойство, когда Валентина Дмитриевна серьезным голосом произносила привычное: "Выясним ряд следующих вопросов". Если вопросы казались простыми, мы тянули руки, а если что-то сложное, то ложились на парту - вроде как прятались за впереди сидящими. Нам казалось, что посыл невербальных сигналов преподавателю почти всегда работает. Валентина Дмитриевна сетовала: "Некоторых на перемене не угомонишь, а на уроке не видать". После занятий мы с удовольствием рисовали стенгазеты о законах физики, которые размещались слева от входа в кабинет.
За годы учебы историю у нас преподавали несколько учителей. Одной из них была Лидия Васильевна Некрылова. Благодаря ее профессиональным и личностным качествам история у меня была любимым предметом. Привлекало все: построение урока, который начинался с политинформации и был разбит на несколько частей, толковое объяснение новой темы с обязательной обратной связью и то, как учитель вел диалог с учениками. Каждый урок был интересен и неповторим. Любое занятие можно пропустить, но только не историю!
Английский язык - предмет сложный, сходу не возьмешь, да и учителя менялись. В одно время преподавала нам молодая учительница Ирина Ивановна Пантелеева. Мне кажется, что поначалу самим предметом мы так не интересовались, как длиной ее ресниц. Однажды набрались смелости, подошли и прямо спросили, свои ли у нее ресницы. Получив положительный ответ, успокоились. Красота настоящая!
Трудовое воспитание в школе начиналось с первого класса и продолжалось до самого выпуска. Мы дружно пололи клумбы, на субботниках мыли парты, по очереди убирались в классе, дежурили в столовой. В составе тимуровского отряда посещали пожилых и немощных одиноких спасдеменцев и помогали им по дому.
Шить и кроить учились на уроках швейного дела (занятия вела Г. Гапонова, они проходили в школе №2 в специально оборудованном кабинете, где стояли электрические швейные машины); изучали животноводство и трактора, столярное и слесарное дело (наши школьные мастерские были оснащены станками для работы по дереву и металлу, было даже где обжигать заготовки). Уроки вели И.И. Колбасов и Н.В. Колбасова.
Наш класс не подвел своих учителей - неоднократно становился лучшим в школе по итогам года, за что получал заслуженные награды: бесплатные поездки в разные знаковые места. Таким образом мы побывали в Москве в мавзолее Ленина, увидели Бородинскую панораму, посетили музей Великой Отечественной войны, а также зоопарк. Мы были в Петрищеве - в музее Зои Космодемьянской, чье имя носила пионерская дружина; наши сердца бились сильнее, когда мы шли по мемориальному комплексу Хатыни - белорусской деревни, уничтоженной фашистами вместе с жителями в годы Великой Отечественной войны.

Богатырская наша сила


Рассказ о школе был бы неполным, если не вспомнить о школьном лагере труда и отдыха, который располагался в Болве и куда летом отправлялись ученики средних и старших классов на две недели. Здесь продолжалось трудовое воспитание: под руководством учителей школьники выращивали овощи.
Утро в лагере труда и отдыха начиналось с побудки в 7.00 под песню "Богатырская наша сила, сила духа и сила воли". Это был сигнал проснуться и бежать на зарядку. Несколько кругов по полю - и ты уже бодр и свеж.
После завтрака - на работу. Затем обед, а потом отдых и культурная программа: игры, конкурсы, развлекательные программы, концерты и дискотека на свежем воздухе. В 23 часа - отбой. Спать не хотелось. Лежали в кроватях и долго говорили обо всем на свете. Любители чтения художественной литературы, среди них была и я, пересказывали содержание прочитанного. Спросом пользовались душевные истории.
После 9 -го класса в школьном лагере труда и отдыха в течение двух недель девочки учились доить коров. Для большинства новизна деятельности была только в освоении доильных аппаратов, а в остальном - все буднично, ведь в семидесятые - восьмидесятые годы многие держали коров.
В 1982 году наш дружный класс продолжил традицию школы - комсомольцы-добровольцы пошли работать в совхозы района на один год.
Этот первый рабочий год стал временем взросления, становления как личностей, проверкой на самостоятельность. Подумать только, с тех пор прошло сорок лет!
Наша городская школа номер один приложила немало усилий, чтобы научить нас дружно жить, находить радость в труде и быть настойчивыми в достижении целей - эти качества в дальнейшем стали точкой опоры на тяжелых жизненных дорогах. Спасибо вам, уважаемые учителя!
Галина Герасимова.