В лесном массиве, севернее деревни Лукино Спас-Деменского района, проводя поисковую разведку, бойцы поискового отряда обнаружили алюминиевые фрагменты от самолета. И самое главное - практически на поверхности лежал поршень от двигателя с едва заметными цифрами номера…
Результат в деталях
В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч советских летчиков - защитников Родины не вернулись с боевых заданий. Поисковые отряды устанавливают судьбы экипажей погибших самолетов. Как ведутся работы на местах падения боевых машин, рассказал руководитель поискового отряда «Никто не забыт» Кировского района Александр Александрович Ильюшечкин:
- Поиск мест падения самолетов, которые не возвращались после боевых вылетов и разведки в годы Великой Отечественной войны, является одним из направлений в поисковой работе. В первую очередь изучаются карты, аэрофотосъемки тех лет, архивные документы, проводится разведка местности. В дальнейшем на исследуемой территории при обнаружении каких-либо частей самолета в радиусе нескольких метров собираются все детали, также проводится поиск останков летчика. Все найденные элементы от самолета очищаем от земли, промываем водой для дальнейшего исследования. Наша задача - найти и прочитать номер детали, по которому можно узнать историю самолета и экипажа. Если это удалось сделать, наступает долгая и кропотливая работа с документами в архивах, на изучение которых можно потратить не один год.
История поиска
В течение нескольких лет на территории Спас-Деменского района поисковыми отрядами «Никто не забыт» и «Рубеж» были найдены и обследованы несколько мест падения советских самолетов времен Великой Отечественной войны. Вот что рассказал об одном эпизоде мой собеседник:
- В лесном массиве севернее деревни Лукино, проводя поисковую разведку, боец отряда «Рубеж» Степан Сычев обнаружил алюминиевые фрагменты от самолета. И самое главное, практически на поверхности земли лежал поршень от двигателя с едва заметными цифрами номера. При осмотре детали установили, что данный поршень принадлежит двигателю воздушного охлаждения АШ-82, который устанавливался на советские истребители Ла-5.
Несколько часов потратили поисковики, чтобы найти «пятно» - место точного падения самолета. Неглубокая воронка, едва заметная в траве, находилась в нескольких метрах от старой заросшей дороги, что когда-то соединяла деревни Лукино и Высокое. Александр Ильюшечкин вспоминает:
- Выезжали на поисковые работы в данное место отрядами несколько раз. Крупных деталей от самолета не нашли, скорее всего, они в послевоенные годы были вывезены в металлолом. Перекапывая воронку, просеивая землю, не теряли надежды обнаружить фрагменты и детали с номером. Ни останков пилота, ни парашютной системы найти не удалось. Но вот удача! В земле откопали железную крышку от ящика с последними цифрами заводского номера 2363, которые дают возможность установить историю самолета и летчика.
Судьба летчика
Поисковое движение России реализует множество патриотических проектов, одним из которых является «Небо Родины». Он объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», которые занимаются поиском пропавших самолетов.
- С помощью экспертов авиации проекта «Небо Родины» и при изучении документов Центрального архива Министерства обороны узнали, что самолет Ла-5 № 37212363, с мотором АШ - 82 № 65022905 входил в состав 263-го истребительного авиаполка. Данный самолет был закреплен за летчиком Вениамином Леонидовичем Заботиным, младшим лейтенантом, 1921 года рождения, уроженцем Калининской области, - рассказал Александр Александрович.
В журнале боевых действий 263-го истребительного полка имеются записи: «8 августа 1943 года в 19 часов 10 минут вылетели 10 самолетов Ла - 5 для прикрытия наземных войск 10-й гвардейской армии. При возвращении с боевого вылета в районе деревни Арнишицы младший лейтенант В. Л. Заботин был атакован со стороны солнца двумя немецкими истребителями ФВ-190. В результате атаки мл. лейтенант Заботин был сбит и спустился на парашюте».
В результате исследований архивных документов А. А. Ильюшечкин установил: 8 августа 1943 года в воздушном бою был сбит советский самолет Ла-5 №37212363, мотор № 65022905, 263-го истребительного авиаполка, 215-й истребительной авиационной дивизии. Летчик В. Л. Заботин, получивший осколочные ранения в левую ногу и шею, прибыл в полк 9 августа 1943 года в восемь часов вечера. Доложил, что его самолет был сбит, он выпрыгнул с парашютом и приземлился вблизи деревни Лукино, в 37 километрах северо-западнее Спас-Деменска. После лечения В. Л. Заботин вернулся на фронт, продолжая сражаться в воздухе с врагом. Погиб отважный летчик 21 марта 1945 года в районе «Данцигского коридора» при выполнении боевого задания. За боевые заслуги и подвиги в августе 1943 года В. Л. Заботин награжден орденом Красного Знамени, в августе 1944 года - орденом Отечественной войны 1 степени. Вечная память герою!
Вера Филатова.
Историческая справка
Ла-5 (первоначальное название ЛаГГ-5) - советский одномоторный истребитель, созданный в 1942 году под руководством С. А. Лавочкина в Горьком. Производился с июля 1942 года. Самолет представлял собой одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Первый полет был совершен 21 марта 1942 года. Всего выпущено 9920 самолетов.